Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
по проекту федерального закона N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"
(в части совершенствования налогового администрирования),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагаются изменения в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), касающиеся введения ряда дополнительных мер в части администрирования акцизного налогообложения и установления ставок акцизов на подакцизные товары на период 2015 - 2017 годов.
В целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции законопроектом предлагается в 2015 и 2016 годах сохранить размеры ставок акцизов, установленные в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции на 2014 год.
В этой связи Комитет предлагает продолжить работу по гармонизации ставок акцизов на алкогольную продукцию и не повышать ставки акцизов как это предлагается законопроектом в 2017 году. В настоящее время создалась ситуация, когда отсутствие согласованной акцизной политики в государствах-членах Таможенного союза, а именно значительные различия в уровне ставок акцизов на алкогольную продукцию приводит к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижению конкурентоспособности отечественной алкогольной продукции, а также к серьезным правонарушениям на алкогольном рынке Российской Федерации и резкому снижению уровня его легальности.
Кроме того, Комитетом предлагается проработать снижение с 2015 года ставки акциза на вино, произведенного из выращенного на территории Российской Федерации винограда. По мнению Комитета, необходимо выделить винный напиток в отдельную группу товаров и увеличить размер акциза на винный напиток.
В отношении табачной продукции законопроектом предлагается проиндексировать ставки акцизов темпами, опережающими уровень инфляции. Законопроектом предусмотрено увеличение пропорциональных налоговых ставок на сигареты и папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок на эти товары в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие виды сигарет и папирос. Ставки акцизов на 2017 год предлагается проиндексировать с учетом индекса инфляции в размере 4,5 процента.
Взвешенная государственная политика в этом вопросе способствует стабильному и прогнозируемому росту поступлений акцизов и других налогов от табачной отрасли в бюджет Российской Федерации, при этом не приводя к резкому скачку потребительских цен и как следствие к возникновению рынка нелегальной продукции. Согласно европейскому опыту форсированная индексация ставок акциза на табачную продукцию в большинстве случаев приводит к необратимым социально-экономическим последствиям в результате скачкообразного повышения цен спрос на легально произведенную продукцию падает, а потребности населения на табачную продукцию в существенной части удовлетворяются за счет поддельных и контрабандных сигарет. В результате развивается рынок нелегальной продукции, который наносит ущерб государству, снижая налогооблагаемую базу по акцизу на табачные изделия и криминализируя экономику путем введения в оборот значительных сумм незаконно получаемых доходов.
Комитет, поддерживая предложенные ставки акциза на табачную продукцию, предлагает избегать форсированного роста ставок акцизов в Российской Федерации, так как это может полностью нивелировать усилия государства по гармонизации ставок акциза на табачную продукцию в Таможенном союзе и создаст благоприятные условия для роста объема незаконного перетока табачной продукции из соседних стран, способствуя дальнейшему неконтролируемому увеличению доли нелегального рынка и его криминализации.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 605370-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.