Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 632833-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - законопроект) подготовлен в целях уточнения и конкретизации норм Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон), регламентирующих взаимоотношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства последних.
В настоящее время в нормативном правовом поле сложилась ситуация, при которой генерирующие компании, осуществляя технологическое присоединение к распределительным устройствам объекта генерации энергопринимающих устройств потребителей, одновременно не имеют возможности компенсировать в полном объеме понесенные затраты на осуществление технологического присоединения. Данная ситуация на практике приводит к отказу от реализации проектов по строительству (реконструкции, модернизации) распределительных устройства электростанций в целях присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Генерирующие компании в соответствии с Федеральным законом осуществляют деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе, по производству электрической, тепловой энергии и мощности, приобретению и продаже электрической энергии и мощности. В соответствии со статьей 26 Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила).
В силу подпункта д) пункта 16 Правил при осуществлении технологического присоединения заказчиком подлежит внесению плата, размер которой определяется в соответствии с действующим законодательством. Во исполнение данного пункта Правил приказом ФСТ России от 11 сентября 2012 г. N 209-э/1 были утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
При этом с 1 января 2011 г. не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Данные расходы учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Аналогичная норма предусмотрена и в пункте 12 Методических указаний.
Перечисленные нормы законодательства представляются обоснованными и логичными при установлении платы за технологическое присоединение и регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии сетевых организаций. Однако они абсолютно не учитывают ситуацию, при которой технологическое присоединение объектов заявителя осуществляется непосредственно к распределительным устройствам электростанции, которые не осуществляют деятельность по передаче электрической энергии и не имеют соответствующего тарифа.
В итоге генерирующие компании несут некомпенсируемые убытки, что не согласуется с принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики.
Предлагаемые в законопроекте изменения направлены на установление возможности технологического присоединения потребителей к распределительным устройствам объектов генерации электрической энергии через сетевые организации с обязательством последних урегулировать отношения с владельцами распределительных устройств объектов генерации электрической энергии - по принципу "одного окна".
Кроме того, законопроектом предусматривается предоставление регулирующим органам права учитывать в составе платы за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (распределительным устройствам), входящим в состав объектов по производству электрической и тепловой энергии, расходы на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
К положительным последствиям принятия законопроекта можно отнести установление четких и однозначных правил, регламентирующих отношения потребителей электрической энергии, сетевых организаций и генерирующих компаний в части осуществления технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства последних и установления экономически обоснованного размера платы.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" признание утратившими силу и приостановление нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
В целях приведения в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" необходимо:
1) внесение изменений в:
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.
Головной исполнитель - ФАС России;
соисполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФСТ России;
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Головной исполнитель - ФСТ России;
соисполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС России;
2) внесение изменений в приказ ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям".
Головной исполнитель - ФСТ России;
соисполнитель - ФАС России.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.