Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 632682-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с вступлением в силу с 1 марта 2008 г. Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в области земельных отношений возникло новое понятие - кадастровый инженер.
Квалификация "кадастровый инженер" присваивается квалификационной комиссией физическому лицу, успешно сдавшему экзамен на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
Согласно положениям Закона о кадастре кадастровый инженер вправе осуществлять свою профессиональную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора, заключенного с таким лицом.
На сегодняшний день кадастровые инженеры осуществляют выполнение работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, осуществляют замеры, вычисления и тому подобное, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и последующей регистрации прав на такие объекты.
В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета вносит сведения об объекте недвижимости (земельном участке, здании, помещении, объекте незавершенного строительства) в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровым инженером документов (межевого плана, технического плана, акта обследования), содержащих необходимые для осуществления такого учета сведения. При этом у органа кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством отсутствуют полномочия по проведению экспертизы документов и содержащихся в них сведений, кроме проверки на наличие оснований для принятия органом кадастрового учета решений о приостановлении или об отказе в осуществлении кадастрового учета в соответствии с требованиями Закона о кадастре.
Статьей 170 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена ответственность должностных лиц за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, занижение размеров платежей за землю. При этом в соответствии со статьями 31, 33 Закона о кадастре кадастровые инженеры не являются должностными лицами, на которых распространяются нормы, указанные в статьях 170 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем такого рода преступления чаще всего совершаются в сговоре с кадастровым инженером, поэтому отсутствие аналогичного наказания для кадастрового инженера является пробелом законодательства. Кроме того, Кодексом предусмотрена уголовная ответственность нотариусов, аудиторов, частных детективов, частных охранников как лиц, наделенных в силу Федерального закона специальным правом.
Таким образом, Закон о кадастре наделил кадастрового инженера значительными полномочиями, которые, в свою очередь, должны сопровождаться высокой степенью ответственности.
Действующим законодательством предусмотрена ответственность кадастрового инженера в виде пресечения его профессиональной деятельности путем лишения квалификационного аттестата кадастрового инженера, имущественная ответственность, наступающая по решению суда, а также административная ответственность за внесение заведомо ложных сведений, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. При этом внесение заведомо ложных сведений в межевой план, акт согласования местоположения границ земельных участков, технический план или акт обследования влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Учитывая, что возникновение судебных споров в настоящее время чаще всего связано с нарушениями имущественных прав путем регистрации сделок с недвижимым имуществом, а одной из составляющих данного вида нарушений является умышленное внесение заведомо ложных сведений в документы, являющиеся результатом выполнения кадастровых работ, предусмотренные законодательством меры не являются достаточно эффективным сдерживающим фактором.
Кроме того, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Вместе с тем судебные разбирательства по подобного рода имущественным спорам, как правило, носят затяжной характер, что подтверждает неэффективность мер административной ответственности.
Данные выводы подтверждаются и статистикой. Так, в рамках полномочий Росреестра в 2012 году было проведено 349 354 проверки соблюдения земельного законодательства (увеличение по сравнению с 2011 годом на 10,8%), по итогам которых количество выявленных нарушений в сравнении с 2011 годом увеличилось на 15 процентов. При этом устранен был лишь 51% от выявленных нарушений.
Кроме того, исходя из анализа обращений, рассматриваемых в Минэкономразвития России, большинство нарушений имущественных прав в сфере объектов недвижимости сопровождается внесением в документы ложных сведений (например, увеличение площади земельного участка, изменение конфигурации, границ объекта недвижимости, подделка личной подписи правообладателя смежного земельного участка в акте согласования местоположения границ земельных участков, подготовка технического плана в отношении несуществующего объекта недвижимости).
Таким образом, отсутствие должного регулирования в данной области, несоответствие наказания размеру ущерба, нанесенного субъекту имущественных прав, приводят к тому, что административная ответственность за данные правонарушения не выполняет функции стимулирования правомерного поведения.
С учетом специфики преступлений в сфере оборота недвижимости данную ситуацию предлагается исправить путем установления уголовной ответственности за умышленное внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования.
В этой связи в соответствии с пунктом 30.7 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. N 2236-р, в целях совершенствования кадастровой деятельности Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Уголовный Кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения уголовной ответственности за умышленное внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования.
Деяние, указанное в законопроекте, образует такой состав преступления, как умышленное внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план или акт обследования, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Общественные отношения, регулирующие оборот недвижимого имущества в Российской Федерации, в данном случае выступают в качестве основного непосредственного объекта преступного посягательства, поскольку именно на этот объект прежде всего посягает лицо, совершающее указанное преступление.
Однако эти преступления характеризуются еще и тем, что дополнительно посягают на отношения собственности, так как в результате их совершения причиняется имущественный ущерб правообладателям объектов недвижимости: Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, гражданам и организациям.
В качестве субъекта преступления выступает кадастровый инженер как лицо, наделенное Законом о кадастре полномочиями осуществлять кадастровую деятельность.
Общественно опасные последствия выражаются в причинении вреда общественным отношениям. Последствия как обязательный признак объективной стороны характеризуются в законопроекте через понятие нанесенного в крупном размере ущерба, что, в свою очередь, подтверждает момент окончания преступления.
В рамках законопроекта крупным ущербом признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, что соответствует примечанию к статье 169 Кодекса. Определение размера ущерба возможно путем определения стоимости утраченного имущества в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", что позволит однозначно классифицировать правонарушение как административное или уголовное.
Предлагаемые законопроектом санкции соответствуют предписаниям статей 44, 45, 46, 47, 49 Общей части Кодекса, а также соотносятся с санкциями, предусмотренными статьей 170 Кодекса.
В соответствии со статьей 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное расследование в отношении деяний, вводимых законопроектом, будет производиться в форме дознания.
В этих условиях предоставление возможности правоохранительным органам инициировать следственные мероприятия и выявлять факты нарушения имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и организаций позволит создать новый эффективный механизм оперативного реагирования и пресечения нарушения имущественных прав.
В целом принятие законопроекта позволит значительно снизить количество нарушений имущественных прав в сфере оборота объектов недвижимости.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуют финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Реализация полномочий, вытекающих из федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", будет осуществляться Министерством внутренних дел Российской Федерации в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников данных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству внутренних дел Российской Федерации в федеральном бюджете на деятельность в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.