Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Анализ информации об исполнении приложений "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2013 год" и "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2013 год" к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
1. Одновременно с отчетом в соответствии со статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлена информация об исполнении приложений 35 "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2013 год" и 39 "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2013 год" к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее в разделе - информация).
Статьей 15 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ утверждена Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2013 год (далее в этом разделе - программа внутренних заимствований) и статьей 16 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2013 год (далее в этом разделе - программа внешних заимствований).
2. Программа внутренних заимствований
В соответствии с программой внутренних заимствований первоначально объем государственных внутренних заимствований на 2013 год установлен в сумме 448 576,7 млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 1 213 195,5 млн. рублей (расчетно). Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в программу внутренних заимствований внесены изменения, в соответствии с которыми объем государственных внутренних заимствований был уменьшен на 15 573,1 млн. рублей, или на 3,5%, и составил 433 003,6 млн. рублей (сальдо), при этом заимствования предусматривалось осуществить за счет операций с государственными ценными бумагами в сумме 1 097 622,4 млн. рублей (расчетно). В объеме заемных средств учитывались некассовые операции в сумме 200 000,0 млн. рублей для обмена нестандартных низколиквидных выпусков облигаций федерального займа (далее - ОФЗ).
Согласно информации и результатам проверки Счетной палатой, программа государственных внутренних заимствований выполнена в целом на 82,8% (сальдо составило 358 372,0 млн. рублей), в том числе по привлечению средств за счет размещения государственных ценных бумаг на 74,9% (привлечение составило 821 684,2 млн. рублей), по их погашению - на 69,7% (погашение составило 463 312,2 млн. рублей).
Неисполнение программы в полном объеме связано, в частности, с тем, что в отчетном году не была осуществлена операция обмена низколиквидных выпусков ОФЗ, находящихся в портфеле Банка России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2584-р Минфину России разрешено осуществить в 2013 году выпуск государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в объемах, не превышающих 1 234,9 млрд. рублей, в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации (6 600 552,2 млн. рублей).
В области заимствований на внутреннем рынке в 2013 году была продолжена политика увеличения выпуска государственных бумаг с длинными сроками до их погашения. Размещение выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, с короткими сроками до их погашения (до одного года) в 2013 году не осуществлялось.
В 2013 году привлечение осуществлялось только за счет размещения ОФЗ с постоянным купонным доходом (далее - ОФЗ-ПД) и стандартными сроками обращения. Всего в 2013 году состоялось 74 аукциона по размещению ОФЗ, в том числе 7 новых выпусков и 6 выпусков, впервые предложенных к размещению в 2012 году. Общий объем выручки от размещения ОФЗ-ПД, зачисленный в федеральный бюджет и учтенный в источниках внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета по КБК 092 01 01 00 00 01 0000 710, составил 821 684,2 млн. рублей.
Дюрация портфеля ОФЗ по состоянию на конец 2013 года составила 4,33 года, или увеличилась на 0,13 года (4,2 года - на конец 2012 года).
Средневзвешенная доходность государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, составила на конец 2013 года 6,96% годовых, в том числе среднесрочных инструментов - 6,51% и долгосрочных инструментов - 7,12%.
Данные об объемах размещения и средневзвешенной доходности государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в валюте Российской Федерации, представлены в следующей таблице.
(млн. руб.) | |||
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в валюте Российской Федерации |
Объем размещения по номиналу, млн. рублей |
Удельный вес в общем объеме размещения, в % |
Средневзвешенная доходность по средневзвешенной цене (к номиналу) |
ОФЗ-ПД |
833 433,4 |
100,0 |
6,96 |
в том числе: |
|
|
|
краткосрочные инструменты (до 1 года) |
|
|
|
среднесрочные инструменты (1-5 лет) |
218 702,1 |
26,24 |
6,51 |
долгосрочные инструменты (более 5 лет) |
614 731,3 |
73,76 |
7,12 |
Рост объема государственных облигаций в обращении и курс на размещение крупных выпусков с индикативными сроками до погашения (3, 5, 7, 10 и 15 лет) способствовали увеличению в отчетном году оборотов ежедневных торгов ОФЗ и, как следствие, увеличению ликвидности обращающихся государственных ценных бумаг.
Статьей 20 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ (с изменениями) установлено направить в 2013 году на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, бюджетные ассигнования в сумме 664 618,8 млн. рублей.
По результатам проверки Счетной палаты, погашение основной суммы долга составило 463 312,2 млн. рублей, или 69,7% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, в том числе ОФЗ-ПД на сумму 390 749,2 млн. рублей, ОФЗ-АД - 2 600,0 млн. рублей, ГСО-ППС - 69 962,95 млн. рублей, облигаций внутреннего займа РСФСР 1991 года (ОГРВЗ) - 29,6 тыс. рублей.
Погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, осуществлено в меньшем объеме от утвержденных бюджетных назначений в связи с непроведением операции обмена низколиквидных выпусков ОФЗ в объеме до 200 млрд. рублей на ОФЗ других выпусков.
3. Программа внешних заимствований
Программой внешних заимствований первоначально были утверждены показатели на 2013 год по общей сумме долговых обязательств, указанных в иностранной валюте, определяемой как разница между объемами привлечения и объемами средств, направляемых на погашение основного долга, по каждому виду заимствования (далее в этом разделе - общей сумме долговых обязательств), которая составила 4 872,7 млн. долларов США, в том числе по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - 5 601,5 млн. долларов США, кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций (далее в этом разделе - МФО), иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - минус 728,8 млн. долларов США.
Окончательной редакцией программы внешних заимствований установлены следующие показатели: общая сумма долговых обязательств - 4 601,7 млн. долларов США, в том числе по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, - 5 483,2 млн. долларов США, по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, - минус 881,5 млн. долларов США.
Изменение показателя общей суммы долговых обязательств в окончательной редакции программы внешних заимствований по сравнению с первоначальной редакцией явилось следствием сокращения запланированного объема привлечения средств займов МФО и государственных ценных бумаг.
3.1. Первоначальной редакцией раздела "Несвязанные (финансовые) заимствования Российской Федерации в 2013 году" Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2013 год предусмотрены заимствования на международных рынках капитала на сумму 7 000,0 млн. долларов США в виде государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, со сроком погашения до 30 лет.
Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ в указанный раздел были внесены изменения: сумма заимствования была снижена до эквивалента 6 881,6 млн. долларов США. Внесение изменения было осуществлено по итогам размещения в сентябре 2013 года облигаций четырех выпусков облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, исходя из долларового эквивалента общей цены размещения облигаций, составившей 6 881 639 612,22 доллара США. Согласно информации и результатам проверки Счетной палатой исполнение программы заимствований по данному разделу составило 6 881,6 млн. долларов США.
Данные показателей, содержащихся в редакциях программ внешних заимствований, действовавших в 2013 году, а также данные об исполнении программы внешних заимствований в 2013 году приведены в следующей таблице.
млн. долл. США | ||||
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте |
В редакции ФЗ от 03.12.2012 N 216-ФЗ |
В редакции ФЗ от 07.06.2013 N 133-ФЗ |
В редакции ФЗ от 02.12.2013 N 348-ФЗ |
Исполнение Программы заимствований |
Привлечение |
7 000,0 |
7 000,0 |
6 881,6 |
6 881,6 |
Погашение (расчетно) |
-1 398,5 |
-1 398,5 |
-1 398,5 |
-1 282,2 |
Разница между привлечением и погашением |
5 601,5 |
5 601,5 |
5 483,2 |
5 599,4 |
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. N 217, распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2585-р, приказами Минфина России от 24 февраля 2012 г. N 31н, от 11 сентября 2013 г. N 233, N 234, N 235, N 236 и от 13 сентября 2013 г. N 239 в сентябре 2013 года Минфином России была осуществлена эмиссия четырех выпусков облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации (ОВОЗ) общим объемом по номинальной стоимости, составляющим 6,0 млрд. долларов США и 0,75 млрд. евро, в том числе:
- выпуск объемом по номинальной стоимости на сумму 1,5 млрд. долларов США с погашением облигаций в 2019 году с ценой размещения одной облигации в размере 99,195% от номинальной стоимости и ставкой купонного дохода 3,5% годовых;
- выпуск объемом по номинальной стоимости на сумму 3,0 млрд. долларов США с погашением облигаций в 2023 году с ценой размещения одной облигации в размере 98,162% от номинальной стоимости и ставкой купонного дохода 4,875% годовых;
- выпуск объемом по номинальной стоимости на сумму 1,5 млрд. долларов США с погашением облигаций в 2043 году с ценой размещения одной облигации в размере 97,187% от номинальной стоимости и ставкой купонного дохода 5,875% годовых;
- выпуск объемом по номинальной стоимости на сумму 0,75 млрд. евро с погашением облигаций в 2020 году с ценой размещения одной облигации в размере 99,533% от номинальной стоимости и ставкой купонного дохода 3,625% годовых.
Доходность к погашению составила по облигациям с погашением в 2019 году - 3,664% годовых, в 2023 году - 5,112% годовых, в 2043 году - 6,080% годовых, в 2020 году - 3,702% годовых.
Исполнение программы внешних заимствований по разделу "Государственные внешние заимствования Российской Федерации на 2013 год" в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, составило 5 599,4 млн. долларов США при плановом показателе 5 483,2 млн. долларов США (102,12%). Фактическое исполнении превысило плановый показатель на 116,2 млн. долларов США. Причина отклонения состоит в том, что бюджетные ассигнования на погашение основной суммы долга по ценным бумагам Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2013 году были меньше планового показателя на 116,2 млн. долларов США.
3.2. Первоначальной редакцией раздела "Кредиты международных финансовых организаций в 2013 году" программы внешних заимствований было предусмотрено использование средств займов МФО по 18 проектам, включая 8 новых проектов МБРР, на сумму 271,4 млн. долларов США. Федеральными законами от 7 июня 2013 г. N 133-ФЗ и от 2 декабря 2013 г. N 348-ФЗ в указанный раздел были внесены изменения. Объем привлечения средств займов МФО был сокращен на 152,6 млн. долларов США, или на 56,2% по сравнению с первоначальным объемом привлечения и утвержден по 17 проектам в сумме 118,8 млн. долларов США, включая 5 новых проектов МБРР, соглашения по которым в 2013 году не подписаны.
Из программы внешних заимствований были исключены 2 проекта МБРР "Развитие инфраструктуры рынка микрофинансирования в Российской Федерации" и "Развитие и повышение стабильности российского финансового рынка" (с общим объемом заимствований соответственно 20,0 млн. долларов США и 50,0 млн. долларов США и объемом привлечения средств в 2013 году - 0,7 млн. долларов США и 18,0 млн. долларов США), так как в рамках реформы системы банковско-финансового надзора полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков были переданы Банку России и исполнителями проектов (Федеральной службой по финансовым рынкам и Минфином России) было принято решение о нецелесообразности их осуществления, а также включен новый проект МБРР "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 гг.".
В 2013 году было подписано 2 соглашения между Российской Федерацией и МБРР: Соглашение N 8197-0-RU по проекту "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" (с общим объемом заимствований 40,0 млн. долларов США) и Соглашение N 8288-0-RU по проекту "Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации" (с общим объемом заимствований 50,0 млн. долларов США).
Данные показателей, содержащихся в редакциях программ внешних заимствований, действовавших в 2013 году, а также данные об исполнении программа внешних заимствований в 2013 году приведен в следующей таблице.
млн. долл. США | ||||
Кредиты в иностранной валюте |
В редакции ФЗ от 03.12.2012 N 216-ФЗ |
В редакции ФЗ от 07.06.2013 N 133-ФЗ |
В редакции ФЗ от 02.12.2013 N 348-ФЗ |
Исполнение Программы заимствований |
Привлечение |
271,4 |
244,5 |
118,8 |
79,0 |
Погашение (расчетно) |
-1 398,5 |
-1 398,5 |
-1 398,5 |
-1 282,2 |
Разница между привлечением и погашением |
-728,8 |
-755,7 |
-881,5 |
-699,0 |
В ходе исполнения программы внешних заимствований значительно уменьшено финансирование по следующим проектам МБРР:
N 4888-RU "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России" - на 58,1 млн. долларов США (на 58,7%), с 98,9 млн. долларов США до 40,8 млн. долларов США;
N 4826-RU "Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость" - на 15,8 млн. долларов США (на 70,5%), с 22,4 млн. долларов США до 6,6 млн. долларов США;
N 7983-0-RU "Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" - на 3,2 млн. долларов США (на 45,1%), с 7,1 млн. долларов США до 3,9 млн. долларов США;
N 8197-0-RU "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" - на 3,2 млн. долларов США (на 88,9%), с 3,6 млн. долларов США до 0,4 млн. долларов США;
N 8288-0-RU "Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации" - на 7,4 млн. долларов США (на 98,7%), с 7,5 млн. долларов США до 0,1 млн. долларов США.
В 2013 году по 5 новым проектам, включенным в программу внешних заимствований, соглашения с МБРР подписаны не были и средства займов не привлекались ("Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета - 2"; "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации"; "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга"; "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения"; "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы"):
1) Переговоры между Российской Федерацией и МБРР о реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" состоялись в мае 2013 года и предоставление займа одобрено Советом исполнительных директоров Всемирного банка 17 сентября 2013 года. Соглашение о займе подписано сторонами 17 января 2014 года на общую сумму 60,0 млн. долларов США. В настоящее время российской стороной ведется работа по выполнению условий вступления Соглашения о займе в силу.
2) В течение длительного времени (с 2007 года) прорабатывается концепция социально-значимого проекта МБРР "Содействие созданию и развитию особых экономических зон в Российской Федерации" с общим объемом заимствований 50,0 млн. долларов США. В марте 2013 года Минэкономразвития России приняло решение о необходимости доработки концепции проекта с учетом текущих потребностей в развитии особых экономических зон. Скорректированная концепция проекта была согласована Минфином России и Минэкономразвития России в декабре 2013 года.
3) По проекту "Развитие единой государственной системы экологического мониторинга" разработана и утверждена концепция проекта, в апреле 2014 года предусматривается проведение оценочной миссии Всемирного банка, на которой будут уточнены сроки проведения переговоров между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о реализации проекта.
4) Переговоры между Российской Федерацией и МБРР о привлечении займа для финансирования проекта "Вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом социально незащищенных слоев населения" состоялись в декабре 2013 года. В соответствии с согласованным протоколом переговоров проект планируется к рассмотрению Советом исполнительных директоров Всемирного банка в апреле 2014 года.
5) В июле 2013 года между Минфином России, Минобрнауки России, Правительством Республики Саха (Якутия) и Фондом "Бюро экономического анализа" подписан Договор поручения о подготовке проекта "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2016 годы" за счет собственных средств Правительства Республики Саха (Якутия).
Иные заимствования у МФО в отчетном году не осуществлялись.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом плановый объем привлечения средств займов МФО сократился на 80,1 млн. долларов США (на 40,3%): с 198,9 млн. долларов США до 118,8 млн. долларов США.
В 2013 году общий объем привлечения средств займов по 9 проектам из 17 проектов МФО составил 79,03 млн. долларов США (2 522,7 млн. рублей), или 66,5% уточненного объема привлечения средств займов МФО (118,8 млн. долларов США).
В 2013 году по сравнению с 2012 годом фактический объем привлеченных средств займов МФО сократился на 49,27 млн. долларов США (на 38,4%) с 128,3 млн. долларов США в 2012 году до 79,03 млн. долларов США в 2013 году.
Следует отметить, что пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 43 "О порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций" предусмотрено, что оценка эффективности реализации проекта проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития России и Минфином России. Указанная методика до настоящего времени не утверждена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.