Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7
Анализ отчета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в 2013 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
1. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 281 "Об утверждении Положения о предоставлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета" одновременно с бюджетной отчетностью представляется отчет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
С отчетом Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета за 2013 год представлен отчет Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, выявленных в 2013 году (далее - Отчет), форма которого до настоящего времени не утверждена Минфином России.
2. Отчет содержит сведения о выявленных Росфиннадзором нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере и о мерах, принятых по их устранению.
2.1. По данным Отчета в 2013 году Росфиннадзором проведено 13 021 ревизий и проверок, что на 2 690 проверок и ревизий или на 17,1% меньше, чем в 2012 году.
2.2. Общий объем проверенных Росфиннадзором средств в 2013 году составил 4 711 207,13 млн. рублей, в том числе:
средств федерального бюджета - 2 720 242,06 млн. рублей;
средств, полученных государственными учреждениями от приносящей доход деятельности, - 37 514,16 млн. рублей;
средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, - 891 126,1 млн. рублей;
средств государственных внебюджетных фондов - 389 936,98 млн. рублей;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 240 264,97 млн. рублей;
других средств - 432 122,86 млн. рублей.
Росфиннадзором проверено использование средств федерального бюджета в сумме 2 720 242,1 млн. рублей (57,7% от общего объема проверенных средств), что на 206 492,1 млн. рублей больше (8,2%), чем в 2012 году.
2.3. Сведения о выявленных нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере.
В 2013 году Росфиннадзором выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 454 236,13 млн. рублей (30,9% объема проверенных средств), что 704 593,9 млн. рублей или почти в 2 раза больше, чем в 2012 году (749 642,2 млн. рублей). В общей сумме выявленных нарушений доля выявленных нарушений в использовании средств федерального бюджета составила 79,3% (1 152 886,0 млн. рублей), в использовании средств, выделенных из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов -12,3% (179 381,2 млн. рублей), в использовании прочих средств - 4,7% (68 699,8 млн. рублей), в использовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 3,2% (45 741,9 млн. рублей), в использовании средств государственных внебюджетных фондов - 0,5% (6 869,7 млн. рублей), в использовании средств, полученных бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности - 0,03% (479,0 млн. рублей), в использовании средств, полученных от использования федерального имущества - 0,01% (178,7 млн. рублей).
2.3.1. Объем и структура выявленных в 2013 году нарушений в использовании бюджетных средств по видам нарушений представлены в следующей диаграмме.
2.3.2. Нецелевое использование средств федерального бюджета, выявленное Росфиннадзором в 2013 году, составило 792,6 млн. рублей, что на 1 126,2 млн. рублей (58,7%) меньше, чем в 2012 году.
Объемы выявленного в 2008 - 2013 годах нецелевого использования бюджетных средств представлены в следующей диаграмме.
2.3.3. В отчете Росфиннадзора содержатся сведения о выявленных его территориальными органами в 2013 году нарушениях при осуществлении закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд на сумму 16 451,5 млн. рублей (1,1% общей суммы выявленных нарушений), в том числе при использовании средств федерального бюджета - на сумму 3 773,7 млн. рублей (0,3% общей суммы выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета).
2.3.4. Сведения о выявленных нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере (таблица 6 Отчета), приведены ниже.
Вид нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере |
Выявлены нарушения при использовании следующего объема средств бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, млн. рублей |
|||
всего |
доля в общем объеме нарушений, % |
в т.ч. |
||
средств федерального бюджета |
доля в общем объеме нарушений, % |
|||
неправомерное расходование денежных средств, в том числе: |
57 905,61 |
4,0% |
18 154,60 |
1,6% |
нецелевое использование бюджетных средств |
2 755,18 |
0,2% |
792,55 |
0,1% |
неэффективное использование денежных средств |
155 768,80 |
10,7% |
74 536,62 |
6,5% |
недопоступление налоговых и неналоговых платежей в бюджеты различных уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов |
1 541,54 |
0,1% |
429,44 |
0,0% |
расхождение фактического наличия денежных средств и материальных ресурсов с данными бухгалтерского учета, в том числе: |
4 326,41 |
0,3% |
4 134,64 |
0,4% |
недостача денежных средств и материальных ресурсов |
1 119,53 |
0,1% |
1072,10 |
0,1% |
излишки материальных ценностей и денежных средств |
3 206,88 |
0,2% |
3 062,54 |
0,3% |
нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности |
368 519,28 |
25,3% |
316 926,39 |
27,5% |
нарушения порядка учета государственного имущества и ведения реестра федерального имущества |
661 529,11 |
45,5% |
657 638,00 |
57,0% |
другие нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере |
204 645,38 |
14,1% |
81 066,26 |
7,0% |
Всего: |
1 454 236,13 |
100 |
1 152 885,95 |
100 |
В таблице представлена классификация видов нарушений, используемая Росфиннадзором. Так, в состав показателя "неправомерное расходование денежных средств" включено нецелевое использование бюджетных средств, которое составляет 4,8% от общего объема указанного вида нарушений. Вместе с тем в Отчете отсутствуют сведения о других нарушениях, включенных в состав показателя "неправомерное расходования денежных средств". Также отсутствуют сведения о видах нарушений, включенных Росфиннадзором в состав показателя "другие нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере", значение которого по данным Отчета составляет 204 645,38 млн. рублей (14,1%) от общего объема выявленных нарушений и 81 066,26 млн. рублей (7,0%) от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета.
Кроме того, в общую сумму выявленных нарушений Росфиннадзором включены:
нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, которые составляют 368 519,3 млн. рублей, или 25,3% от общего объема выявленных нарушений, и 316 926,4 млн. рублей, или 27,5% от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета;
нарушения порядка учета государственного имущества и ведения реестра федерального имущества, которые составляют 661 529,1 млн. рублей, или 45,5% от общего объема выявленных нарушений, и 657 638 млн. рублей, или 57% от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета.
Таким образом, анализ табличных данных показал, что основной удельный вес выявленных нарушений приходится на нефинансовые нарушения (нарушения порядка ведения бухгалтерского (бюджетного учета и отчетности и нарушения порядка учета государственного имущества и ведения реестра федерального имущества), не повлекшие ущерба. Указанные нарушения составляют 70,8% от общего объема выявленных нарушений и 84,5% от выявленных нарушений при использовании средств федерального бюджета. Данные нарушения Росфиннадзором отражаются в отчетных данных в суммовом выражении, что приводит к значительному увеличению объема финансовых нарушений.
2.4. Согласно Отчету в 2013 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами в проверенные организации и их вышестоящие органы направлено 5 883 представления о ненадлежащем исполнении бюджета при использовании 969 658,45 млн. рублей, из них 2 919 представлений по нарушениям законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере в использовании 812 570,16 млн. рублей средств федерального бюджета.
2.5. По фактам выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, подлежащих устранению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, в 2013 году Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и его территориальными органами направлено 1 213 предписаний по нарушениям в использовании 317 411,89 млн. рублей, из них по средствам федерального бюджета - 679 предписаний по нарушениям в использовании 307 825,63 млн. рублей.
2.6. В соответствии со статьей 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.16 и частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа.
2.6.1. В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами в 2013 году по фактам выявленного нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 266,93 млн. рублей составлено 1 111 протоколов об административных правонарушениях.
2.6.2. В 2013 году в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы от органов прокуратуры и иных уполномоченных органов поступило 66 постановлений о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях на сумму нарушений в использовании бюджетных средств в размере 15,93 млн. рублей, из них 12 постановлений - по материалам ревизий и проверок, проведенных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами, на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в размере 2,07 млн. рублей.
Вынесены постановления о прекращении производства по результатам рассмотрения 361 дела об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 7,44 млн. рублей.
По результатам рассмотрения 846 дел об административных правонарушениях на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в размере 263,94 млн. рублей вынесены постановления о наложении административного штрафа в сумме 5,42 млн. рублей.
Общий объем взысканных штрафных санкций по административным правонарушениям, выразившимся в нецелевом использовании средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, составил 3,64 млн. рублей, из них по постановлениям о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях, поступившим от уполномоченных органов власти, взыскано 0,37 млн. рублей.
2.6.3. В 2013 году Службой в ходе проведенных проверок, выявлены нарушения:
условий предоставления субсидий, предусмотренных статьей 15.15.5 части 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - составлено 3 протокола об административных правонарушениях на сумму 0,33 млн. рублей;
порядка принятия бюджетных обязательств, предусмотренных статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - составлен 1 протокол об административных правонарушениях на сумму 36,0 млн. рублей.
2.6.4. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по статье 15.15.10 вынесено постановление о прекращении производства.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.6.6. По результатам рассмотрения 3 дел об административных правонарушениях по статье 15.15.5 части 2 вынесены постановления о наложении административного штрафа в сумме 0,012 млн. рублей. Общая сумма взысканных штрафов по статье 15.15.5 части 2 составила 0,012 млн. рублей.
2.7. Правоохранительными органами по переданным материалам в 2013 году возбуждено 133 уголовных дела, к дисциплинарной ответственности за совершенные правонарушения привлечено 1 582 должностных лица, из них 43 должностных лица освобождены от занимаемых должностей, на 1 539 должностных лиц наложены иные дисциплинарные взыскания, привлечено 213 должностных лиц к материальной ответственности, осуждено 14 человек.
2.8. В 2013 году устранено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, по нарушениям, выявленным Службой в предыдущие отчетные периоды - в объеме 26 003,23 млн. рублей, по средствам федерального бюджета - 25 334,02 млн. рублей.
2.9. Росфиннадзором используется классификация нарушений, не утвержденная законодательством Российской Федерации. Отсутствие законодательно закрепленного порядка классификации нарушений в финансово-бюджетной сфере приводит к невозможности их систематизации, обобщения результатов проверок, отсутствию единого подхода к их классификации, увеличению риска коррупционных проявлений при проведении контрольных мероприятий.
2.9.1. Анализ показал, что в Отчете содержатся сведения о выявленных Росфиннадзором в 2013 году нарушениях порядка осуществления закупок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд, установленного Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу только с 1 января 2014 года.
Во II разделе Отчета "Информация о мерах, принятых по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере" Росфиннадзором указано, что в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Росфиннадзор в целях возмещения и устранения выявляемых нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления о ненадлежащем исполнении бюджета и обязательные для исполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (пункт 68 Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1092). Однако в данном пункте указанного постановления, вступившего в силу - 10 декабря 2013 года, указывается:
"При осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Служба направляет:
представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений";
"предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации".
В 2013 году применялся приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 сентября 2007 г. N 75н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности", в котором указывается (пункты 122, 123):
"на основании доклада Росфиннадзора (территориального органа) и материалов ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к исполнению должностными лицами проверенной организации предписание по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - предписание)".
"По результатам ревизии (проверки) руководитель Росфиннадзора (территориального органа) выносит обязательное к рассмотрению представление о ненадлежащем исполнении бюджета (далее - представление)".
В Отчете используется иная терминология: "представления по нарушениям законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере", "предписания по нарушениям", "представления и предписания по устранению выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере", "представления и предписания по фактам нарушений в использовании средств федерального бюджета".
Использование подобной терминологии приводит к несистемному изложению фактов, невозможности сопоставления указанных сведений и анализу изложенной информации.
В Отчете содержатся сведения о способах устранения выявленных Росфиннадзором в 2013 году нарушений (таблица N 16 Отчета).
Способы устранения нарушений |
Объем устранения, млн. рублей |
|||
всего |
доля в общей сумме, % |
по нарушениям в использовании средств федерального бюджета |
доля в общей сумме, % |
|
Восстановлено средств, использованных с нарушениями, по предписаниям и представлениям Росфиннадзора в досудебном порядке в доход федерального бюджета, а также на лицевые счета и в кассы проверенных организаций (в том числе внесено изменений в бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества) |
559 263,47 |
99,987 |
528 294,36 |
99,995 |
Взыскано в принудительном порядке и уменьшено финансирование по постановлениям органов власти, а также вышестоящими организациями |
0,03 |
0,000 |
0,03 |
0,000 |
Взыскано с юридических и физических лиц по решениям судов |
2,78 |
0,001 |
0,62 |
0,000 |
Взыскано с виновных лиц руководством проверенных организаций |
20,93 |
0,003 |
13,71 |
0,003 |
Взыскано штрафов за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов |
3,60 |
0,001 |
3,00 |
0,001 |
Дополнительно поступило платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды |
43,39 |
0,008 |
8,38 |
0,001 |
Итого: |
559 334,20 |
100 |
528 320,10 |
100 |
2.9.2. Анализ табличных данных показал, что Росфиннадзор отражает в составе показателя "восстановлено средств, использованных с нарушениями, по предписаниям и представлениям Росфиннадзора в досудебном порядке в доход федерального бюджета, а также на лицевые счета и в кассы проверенных организаций" внесение изменений в бухгалтерскую (бюджетную) отчетность, отчетность по учету государственного имущества. Значение указанного показателя составляет 559 263,47 млн. рублей, в том числе по нарушениям в использовании средств федерального бюджета - 528 320,1 млн. рублей или 99,9% от общего объема устраненных нарушений. Фактически поступило средств в доход бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов по данным Отчета 70,7 млн. рублей, что составляет 0,002% от выявленных Росфиннадзором нарушений.
Таким образом, анализ Отчета выявил необходимость разработки и утверждения формы Отчета и методических указаний по его заполнению с четким определением включаемых показателей и терминов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.