Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
Анализ отчетов об управлении, о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния
1. В соответствии со статьей 96.12 Бюджетного кодекса Российской Федерации одновременно с отчетом Правительства Российской Федерации представлены отчет об управлении средствами Фонда национального благосостояния на 1 января 2014 года (далее в этом разделе - отчет об управлении средствами) и отчет о формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния на 1 января 2014 года (далее в этом разделе - отчет о формировании и использовании средств).
2. По отчету о формировании и использовании средств, остатки средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в Банке России на 1 января 2013 года составили: на счете в долларах США - 27 661,4 млн. долларов США, на счете в евро - 24 154,1 млн. евро, на счете в фунтах стерлингов - 4 387,3 млн. фунтов стерлингов и на депозитах во Внешэкономбанке - 474 021,9 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США.
Совокупный объем ФНБ в рублевом эквиваленте на 1 января 2013 года составил 2 690 639,2 млн. рублей. За 2013 год ФНБ увеличился на 210 009,1 млн. рублей, или на 7,8%, и на 1 января 2014 года составил 2 900 639,3 млн. рублей.
В 2013 году дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета на формирование ФНБ не направлялись в связи с тем, что накопленный объем средств Резервного фонда не достиг нормативной величины (7% ВВП).
Федеральным законом от 30 сентября 2010 г. N 245-ФЗ внесено изменение в абзац третий пункта 3 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что до 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами ФНБ направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. В этой связи в 2013 году поступление в ФНБ доходов от управления средствами фонда не осуществлялось.
3. В 2013 году средства ФНБ в соответствии со статьей 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации использовались на осуществление софинансирования добровольных пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии с приказом Минфина России от 14 февраля 2008 г. N 25н "Об утверждении порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства при проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния" (с изменениями) со счетов ФНБ в апреле 2013 года было перечислено 5 714,54 млн. рублей (81,76 млн. долларов США, 62,54 млн. евро и 11,87 млн. фунтов стерлингов). В связи с тем, что уточненная величина средств, необходимых для софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2012 году, оказалась выше величины средств, утвержденной Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ (окончательный расчет величины указанных средств был представлен Пенсионным фондом Российской Федерации в Минфин России в 2013 году), Федеральным законом N 133-ФЗ было внесено изменение в приложение 43 "Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2013 год", в соответствии с которым остатки средств ФНБ были уменьшены дополнительно на 208,8 млн. рублей, или на 3,65% (2,85 млн. долларов США, 2,18 млн. евро и 0,42 млн. фунтов стерлингов). Таким образом, уменьшение остатков средств ФНБ в 2013 году на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, составило 5 923,34 млн. рублей.
4. Управление средствами ФНБ в 2013 году осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" (с изменениями) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" расширен перечень разрешенных валют (австралийский доллар, канадский доллар, швейцарский франк и японская иена), а также перечень стран, в долговые обязательства правительств которых могут размещаться средства ФНБ (Австралии, Швейцарии и Японии).
В 2013 году средства ФНБ в указанные виды валют не размещались, долговые обязательства правительств Австралии, Швейцарии и Японии не приобретались.
Средства ФНБ размещались на счетах в Банке России, открытых Федеральным казначейством, депозитах Внешэкономбанка и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1194 "О внесении изменений в Требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния", в долговых обязательствах иностранных государств на основании отдельного решения Правительства Российской Федерации без предъявления требования к рейтингу долгосрочной кредитоспособности.
По состоянию на 1 января 2014 года остатки средств ФНБ составили:
на счетах по учету средств ФНБ в Банке России 2 123,74 млрд. рублей (24 576,8 млн. долларов США, 24 089,4 млн. евро, 4 375,0 млн. фунтов стерлингов), или 73,2% совокупного объема ФНБ;
на депозитах во Внешэкономбанке 678,71 млрд. рублей (474 021,9 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США, или 204,68 млрд. рублей), или 23,4% совокупного объема ФНБ, в том числе:
в сумме 354,02 млрд. рублей - субординированные кредиты (займы) российским кредитным организациям (269 916,08 млн. рублей с предельным сроком возврата 31 декабря 2019 года по ставке 6,25% и 84 105,87 млн. рублей с предельным сроком возврата 31 декабря 2020 года по ставке 7,25%);
в сумме 50 000,00 млн. рублей - с предельным сроком возврата 8 июня 2016 года по ставке 6,25%;
в сумме 30 000,0 млн. рублей - с предельным сроком возврата 31 декабря 2017 года по ставке 6,25%;
в сумме 40 000,0 млн. рублей - с предельным сроком возврата 1 июня 2020 года по ставке 6,25%;
в сумме 2 750,0 млн. долларов США - с предельным сроком возврата 30 декабря 2014 года по шестимесячной ставке ЛИБОР в долларах США плюс 2,75%;
в сумме 3 504,0 млн. долларов США - со сроком возврата 15 декабря 2014 года по шестимесячной ставке ЛИБОР в долларах США плюс 3%;
в долговых обязательствах Украины - 98,19 млрд. рублей, или 3,4% совокупного объема ФНБ (3 000,0 млн. долларов США со ставкой купонного дохода 5% годовых со сроком до погашения 20 декабря 2015 года).
Приобретение иностранной валюты и ее размещение на счетах, открытых Федеральным казначейством в Банке России осуществлялось в соответствии с нормативной структурой (доллары США - 45%, евро - 45%, фунты стерлингов - 10%).
В проверяемом периоде нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ, утвержденные приказом Минфина России от 24 января 2008 г. N 26 "Об утверждении нормативных долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния и Порядка расчета фактических долей разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния и их приведения в соответствие с нормативными долями" в пределах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18, составляли:
- долговые обязательства иностранных государств - 90% (в иностранной валюте),
- депозиты в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - 10%. (в иностранной валюте) и 100% - в отечественной валюте).
5. В 2013 году в связи с отсутствием поступлений в ФНБ приобретение разрешенной иностранной валюты и ее размещение на счетах, открытых Федеральным казначейством в Банке России, не осуществлялось.
6. За пользование средствами ФНБ, размещенными в иностранной валюте на счетах Банка России в соответствии с постановлением от 19 января 2008 г. N 18 (с изменениями) уплачивались проценты.
Сумма процентного дохода определялась исходя из доходностей индексов, которые представляют собой совокупность ценных бумаг обращающихся на открытых рынках выпусков долговых обязательств с указанием доли каждой из них в общей совокупности. Для каждого вида валюты формировался отдельный индекс, состоящий из ценных бумаг, номинированных в валюте счета. Выборка ценных бумаг осуществлялась на основе данных информационной системы Bloomberg и установленных к ним требований нормативной правовой базы (рейтинги ценных бумаг, международных кредитных организаций, банков, нормативы максимального и минимального сроков до погашения долговых обязательств, нормативные доли разрешенных финансовых активов, номинальный объем долговых обязательств одного выпуска, входящих в состав индекса и т.д.). Значения долей оставались постоянными на протяжении всего времени действия состава Индекса.
Сумма процентного дохода от размещения средств ФНБ на валютных счетах в Банке России за процентный период с 15 января 2012 года по 15 января 2013 года составила 13 727,4 млн. рублей. Указанная сумма в установленном порядке была перечислена Банком России в федеральный бюджет.
Расчетные ставки процента за пользование средствами ФНБ, размещенными на счетах в иностранной валюте в Банке России, за период с 1 января по 31 декабря 2013 года составили по счету в долларах США - 0,28% годовых, по счету в евро - 0,001% годовых и по счету в фунтах стерлингов - минус 0,51% годовых. Совокупная доходность, выраженная в корзине валют, составила - 0,08% годовых.
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств ФНБ на счетах Банка России с 1 января по 31 декабря 2013 года составила 1 345,8 млн. рублей, в том числе за период с 1 по 15 января 2013 года - минус 1 393,81 млн. рублей и за период с 15 января по 31 декабря 2013 года - 2 739,61 млн. рублей.
Проверка показала, что уровни доходности размещения средств Резервного фонда и ФНБ на счетах в иностранной валюте в Банке России, как и в предыдущие годы, практически одинаковы, поскольку для их расчета использовались одинаковые составы индексов, представляющих собой совокупность обращающихся на открытом рынке выпусков долговых обязательств иностранных государств и имеющих определенные доли в общей совокупности.
Динамика доходности размещения средств фондов на счетах в иностранной валюте в Банке России в 2011 - 2013 годах представлена в следующей таблице.
(в процентах) | ||||
|
Резервный фонд |
ФНБ |
Резервный фонд и ФНБ с 1 января по 31 декабря 2012 года |
Резервный фонд и ФНБ с 1 января по 31 декабря 2013 года |
с 1 января по 31 декабря 2011 года | ||||
Совокупная доходность по счетам в иностранной валюте |
1,8 |
1,75 |
0,74 |
0,08 |
в том числе: |
|
|
|
|
по счету в долл. США |
1,01 |
1,01 |
0,33 |
0,28 |
по счету в евро |
2,0 |
1,9 |
1,09 |
0,001 |
по счету в фунтах стерлингов |
4,4 |
4,4 |
1,0 |
-0,51 |
7. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 19 января 2008 г. N 18 (с изменениями) для повышения доходности и диверсификации вложений средства ФНБ были размещены на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", по состоянию на 1 января 2013 года средства ФНБ, размещенные на депозиты, составляли 474 021,9 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США.
По состоянию на 1 января 2014 года объемы средств ФНБ, размещенных на депозиты во Внешэкономбанке, не изменились.
В 2013 году совокупный доход от размещения средств ФНБ во Внешэкономбанке в 2013 году составил 30 448,06 млн. рублей, что на 333,3 млн. рублей меньше первоначального прогноза.
Доходность размещения средств ФНБ на депозитах во Внешэкономбанке составила 5,5% годовых, в том числе: на депозитах в российских рублях - 6,43% годовых и на депозитах в долларах США - 3,35% годовых.
8. По результатам проверки остатки на счетах по учету средств ФНБ в иностранной валюте в Банке России на 1 января 2014 года составили 24 576,8 млн. долларов США, 24 089,4 млн. евро и 4 375,0 млн. фунтов стерлингов (соответственно 804 379,9 млн. рублей, 1 083 296,3 млн. рублей и 236 065,2 млн. рублей по курсам валют, установленным Банком России на 31 декабря 2013 года). Остаток средств на счете по учету средств ФНБ в валюте Российской Федерации в Банке России составил 0,0 рубля.
Размещение средств ФНБ в разрешенные финансовые активы составило 3,0 млрд. долларов США (98 187,6 млн. рублей) - долговые обязательства Украины и 474 021,9 млн. рублей и 6 254,0 млн. долларов США (204 688,4 млн. рублей) - депозиты Внешэкономбанка.
По результатам проверки и данным отчетности, совокупный объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте с учетом курсовой разницы по состоянию на 1 января 2014 года составил 2 900 639,3 млн. рублей.
9. В соответствии с отчетом о формировании и использовании средств за 2013 год курсовая разница за 2013 год составила по средствам ФНБ 216 684,3 млн. рублей, в том числе от переоценки остатков средств на счетах по учету средств ФНБ в иностранной валюте, открытых Федеральным казначейством в Банке России - 201 946,7 млн. рублей и от переоценки депозитов в иностранной валюте во Внешэкономбанке - 14 737,6 млн. рублей.
10. Движение средств ФНБ в 2013 году представлено в следующей таблице.
(млрд. руб.) | ||||
|
Остатки средств фонда на 1 января 2013 года |
Поступление средств |
Использование средств |
Остатки средств фонда на 1 января 2014 года |
Средства ФНБ - всего, |
2 690,63 |
98,85 |
104,86 |
2 900,64 |
в том числе: |
|
|
|
|
в Банке России |
2 026,66 |
- |
104,86 |
2 123,74 |
на софинансирование пенсионных накоплений |
|
|
5,92 |
|
на покупку долговых обязательств |
|
|
98,94 |
|
во Внешэкономбанке |
663,97 |
|
|
678,71 |
в ценных бумагах иностранных государств |
|
98,85 |
|
98,19 |
11. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" было предложено рассмотреть альтернативные механизмы повышения эффективности управления средствами Резервного фонда и ФНБ. Также было отмечено, что одним из основных резервов, создающих условия для экономического роста, является вложение средств ФНБ в инвестиционные проекты, прежде всего инфраструктурные, на возвратной основе. В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" задача создания новых механизмов финансирования развития инфраструктуры включает поручение Правительству Российской Федерации уже в 2013 году начать размещение средств ФНБ в финансовые инструменты, предназначенные для реализации самоокупаемых проектов развития инфраструктуры, обеспечивающих максимальный мультипликативный эффект экономического роста при минимальных рисках для размещаемых государством средств.
В этих целях в 2013 году приняты изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие размещение средств ФНБ в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также приняты соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, в том числе от 5 ноября 2013 г. N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов" и от 5 ноября 2013 г. N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р утвержден перечень самоокупаемых инвестиционных проектов (далее - Перечень), в частности, центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область) и проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей, при этом предельный объем финансирования за счет средств ФНБ по каждом проекту установлен в размере 150 000,00 млн. рублей.
Средства ФНБ предполагается инвестировать в облигации Государственной компании "Российские автомобильные дороги" с минимальной доходностью - инфляция плюс 1% при условии выплаты купонного дохода по облигациям, начиная с 2022 года и привилегированные акции ОАО "РЖД" с гарантированной минимальной доходностью 2 - 3% (подлежит уточнению в решении об увеличении уставного капитала ОАО "РЖД") начиная с шестого года реализации проекта.
В соответствии с указанным распоряжением Минфину России поручено заключить в 2014 году с Минтрансом России соглашения о целевом расходовании средств ФНБ на самоокупаемые инвестиционные проекты с приложением паспортов указанных проектов.
По состоянию на 1 января 2014 года из-за отсутствия паспортов самоокупаемых инфраструктурных проектов приобретение ценных бумаг за счет средств ФНБ не осуществлялось.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р финансирование средств ФНБ в инфраструктурные проекты, включенных в Перечень, осуществляется на возвратной основе. Следует отметить, что размещение средств ФНБ в привилегированные акции ОАО "РЖД" делает их частью уставного капитала акционерного общества, при этом порядок или способ возврата средств ФНБ не определен. В случае реализации акций на финансовых рынках капитала поступление средств будет отражаться в источниках финансирования дефицита федерального бюджета по коду "Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности". Кроме того, Перечень не содержит данных о предельных сроках возврата средств ФНБ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.