Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 632488-6 "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего особенности правового положения ведущих классических университетов Российской Федерации - федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский государственный университет), которые являются уникальными научно-образовательными комплексами, старейшими образовательными организациями высшего образования страны, имеющими огромное значение для развития российского общества.
Законопроект направлен на:
совершенствование правового регулирования международного сотрудничества в сфере образования и науки в целях усиления позиций российского образования в глобальной образовательной системе и создания ведущим классическим университетам Российской Федерации благоприятных условий для реализации своих конкурентных преимуществ на зарубежных рынках образовательных услуг;
формирование правовой базы, регулирующей отношения ведущих классических университетов Российской Федерации с иностранными партнерами в сфере образования в части, касающейся создания совместных образовательных организаций высшего образования за рубежом, и компенсирующей существующий в отдельных странах запрет на создание филиалов иностранных (в данном случае - российских) образовательных организаций высшего образования;
создание правовых условий для урегулирования отношений, возникающих между Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом и совместными образовательными организациями высшего образования при осуществлении образовательной деятельности.
Законопроект, в частности, предусматривает, что деятельность совместных образовательных организаций высшего образования должна базироваться на разработанных Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом образовательных стандартах и образовательных программах.
В соответствии с этим лица, завершившие обучение в совместных образовательных организациях высшего образования и прошедшие итоговую аттестацию, получают те же документы об образовании и (или) о квалификации, что выдаются лицам, завершившим обучение, соответственно, в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете.
Таким образом, законопроект позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования отношений, связанных с участием ведущих российских вузов в международном рынке образовательных услуг, в частности, в деятельности, связанной с созданием совместно с иностранными партнерами учредителями образовательных организаций высшего образования (в том числе за рубежом). Законопроект усилит позиции ведущих университетов России в борьбе за иностранных студентов (первенство сейчас принадлежит США, Великобритании, Австралии и Канаде и является для данных стран существенным источником инвестиций.
К примеру, объем расходов граждан КНР на обучение за рубежом ежегодно составляет более 39,7 млрд долл. (250 млрд юаней), только в США в 2012г. китайские студенты оставили 14,4% общей суммы*).
Принятие законопроекта создаст благоприятные условия для распространения лучших отечественных образовательных стандартов и образовательных программ за рубежом, будет способствовать дальнейшему повышению мирового авторитета российской системы высшего образования в целом и ведущих российских вузов в частности.
_____________________________
* Интернационализация российских вузов: китайский вектор / [Н.Е. Боревская (рук.) и др.];
[гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по междунар. делам (РСМД). - Москва: Спецкнига, 2013. - стр. 10.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.