Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних",
внесенный депутатом Государственной Думы И.А. Чирковой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект рассматриваемого федерального закона направлен на усиление административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
За указанные правонарушения законопроектом предлагается установить размер административного штрафа от пятисот до двух тысяч рублей. Действующая редакция ч. 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - Кодекс) предусматривает наложение административного штрафа от ста до пятисот рублей.
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству разделяет озабоченность автора законопроекта, однако представляется, что простое увеличение размеров административных штрафов за административные правонарушения, связанные с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию, обучению, не может служить эффективной мерой пресечения подобного рода правонарушений.
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 года N 761, в самом уязвимом положении находятся дети из многодетных, неполных семей и дети безработных родителей, среди которых особенно высок риск бедности.
Следует отметить, что в большинстве случаев родители, привлекаемые к ответственности по указанной статье Кодекса, не имеют постоянного места работы и источника дохода. Увеличение размера штрафа для данной категории лиц приведет к затруднениям при его взыскании, а также к ухудшению материального положения семьи и самого несовершеннолетнего.
Необходимо учитывать, что существенная доля постановлений о назначении административного штрафа, вынесенных в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняются, в том числе по причине отсутствия финансовых возможностей. В отношении данных граждан дополнительно возбуждаются дела об административных правонарушениях по статье 20.25 Кодекса, в соответствии с которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Кроме того, следует иметь в виду, что ответственность за нарушение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена также семейным и уголовным законодательством.
В соответствии со статьями 65, 69, 73, 77 Семейного кодекса Российской Федерации родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в виде лишения родительских прав, ограничения родительских прав или отобрания ребенка.
Согласно статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
Кроме того, необходимо отметить, что в содержании нормы, закрепленной в статье 5.35 Кодекса, отсутствуют определения понятий "ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию", "ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию детей". Неопределенность терминологии усложняет толкование этой нормы и затрудняет ее применение на практике. Таким образом, как справедливо отмечено в заключении Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фактически решение вопроса о том, исполняют или не исполняют родители свои обязанности по содержанию или воспитанию детей, надлежаще или ненадлежаще исполняют эти обязанности, отдано на откуп правоприменителям, в первую очередь органам опеки и попечительства, органам внутренних дел, правомочным составлять протоколы об этих административных правонарушениях.
Решением от 11 марта 2014 года Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству на основании пункта "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагал автору доработать текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений, однако доработанный текст в Комитет не представлен.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "11" сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.