Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних",
внесенному депутатом Государственной Думы И.А. Чирковой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 января 2014 года (выписка из протокола N 137, п. 64) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних", внесенный депутатом Государственной Думы И.А. Чирковой.
Законопроект направлен на усиление ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Статистические данные последних лет свидетельствуют о значительном количестве правонарушений, предусмотренных статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, за 2011 год составлено протоколов на родителей или лиц, их замещающих, по статье 5.35 КоАП РФ - 432895, за 2012 год - 430079, за 2013 год - 443429, из них по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ за 2012 год - 418007, за 2013 год - 434860, а состояло на учёте родителей или законных представителей, отрицательно влияющих на детей, на конец отчетного периода в 2011 году - 146420, в 2012 году - 138600, в 2013 году - 136354. Согласно представленной статистике ФКУ "ГИАЦ МВД России" (форма "1-АП", код 577) количество пресеченных административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за 2012 год составило 425317, а за 2013 год - 436766.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Законопроектом предлагается увеличить размер штрафа "от пятисот до двух тысяч рублей" за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и иных интересов несовершеннолетних (часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ), вместо установленного "от ста до пятисот рублей" за данное правонарушение.
3. Комитет поддерживает концепцию законопроекта в части, касающейся неэффективности профилактической роли штрафа в размере ста рублей, установленного за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ и отмечает следующее.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что число родителей (законных представителей), подвергнутых мерам административного воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию своих детей, остается чрезмерно высоким. Однако, по мнению Комитета, штраф не является той мерой, которая способна обеспечить "ответственное родительство".
Наибольшие сложности в правоприменительной практике, снижающие профилактическую эффективность мер административной ответственности, связаны, в частности, с неопределенностью терминов "неисполнение" или "ненадлежащее исполнение" родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Фактически решение вопроса о том, исполняют или не исполняют родители свои обязанности по содержанию или воспитанию детей, надлежаще или ненадлежаще исполняют эти обязанности, отдано на откуп правоприменителям, в первую очередь органам опеки и попечительства, органам внутренних дел, правомочным составлять протоколы об этих административных правонарушениях.
Другая актуальная проблема - это расплывчатость статуса районных (городских) и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наделенных в соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях родителей, иных законных представителей. Так, в состав этих комиссий могут входить представители органов опеки и попечительства, органов внутренних дел. Складывается ситуация, при которой член комиссии может "стать судьей в собственном деле": он и составляет протокол об административном правонарушении, он же и судит, принимая решение об административном наказании.
Комитет также отмечает, что предложенный автором законопроекта верхний предел штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, в четыре раза превышает верхний предел штрафа, который установлен на данный момент. Однако, автор законопроекта не обосновывает какими-либо статистическими или иными данными необходимость или целесообразность именно такого повышения верхней границы административного штрафа. По мнению Комитета необходимо снизить предложенный в законопроекте верхний предел штрафа хотя бы "до одной тысячи" рублей.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует ответственному Комитету в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних".
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.