Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 597863-6 "О государственной регистрации недвижимости",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 22 сентября 2014 года (протокол N 191, пункт 107) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 597863-6 "О государственной регистрации недвижимости", внесенный Правительством Российской Федерации.
Проект разработан во исполнение плана мероприятий по подготовке проектов нормативных правовых актов, утвержденных Концепцией создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, одобренной Правительством Российской Федерации 11 июня 2009 года (протокол N 18, раздел III) и утвержденной приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2009 года N 534, а также плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года N 2236-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 527-р).
Проектом устанавливаются правовые основания создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее - единая система регистрации прав), предусматривающие внедрение новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей (собственников) и государства при оказании соответствующих услуг.
Законопроектом предусматривается:
- введение единой учетно-регистрационной процедуры в отношении объектов недвижимости,
- ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) исключительно в электронной форме, что позволит снизить риски операций на рынке недвижимости, свести к минимуму бумажный документооборот и осуществить перевод услуг преимущественно в электронный вид;
- осуществление государственной регистрации прав, возникающих в силу закона, без заявления правообладателя или правоприобретателя на основании сведений, поступающих в порядке информационного взаимодействия от иных органов публичной власти и нотариусов;
- уточнение пределов правовой экспертизы при государственной регистрации прав (в том числе при нотариальном удостоверении сделок);
- распределение ответственности за действия (бездействие) органов и лиц при государственной регистрации прав, в том числе ответственность органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов, приведшие к возникновению убытков у граждан и юридических лиц;
- сокращение сроков государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По мнению Комитета, повышение ответственности органа по регистрации прав, государственных регистраторов прав, нотариусов необходимо, в том числе, для усиления защиты прав граждан.
Проект способен благотворно повлиять на эффективность функционирования государственной регистрационной системы, уровень гарантий прав при проведении государственной регистрации, что будет способствовать снижению рисков инвестирования в объекты недвижимости и ускорению экономического оборота недвижимости, в том числе в муниципальных образованиях.
Следует отметить, что проект подготовлен на достаточном высоком юридико-техническом уровне.
Вместе с тем, к проекту имеется замечание.
В части 2 статьи 19 и части 15 статьи 32 проекта предусматривается, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан направить в орган регистрации прав заявление о регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в срок не позднее пяти рабочих дней (с даты совершения сделки, принятия решения и т.д.).
Указанное положение вызывает серьезное сомнение именно в отношении органов местного самоуправления, которые в первую очередь объективно испытывают недостаток муниципальных кадров, а соответственно и возможностей к соблюдению данных сроков, даже учитывая возможность подачи документов в регистрирующий орган в электронном виде.
В этой связи, считаем целесообразным увеличить данный срок для органов местного самоуправления до 10 рабочих дней.
Указанное замечание является важным, но может быть учтено при доработке проекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию законопроекта.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.