Официальный отзыв Верховного Суда РФ от 16 октября 2014 г. N 1-ВС-4752/14
на проект федерального закона N 638953-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" и пунктом "к" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законопроект направлен на установление уголовной ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ в целях сбыта. Предлагается внесением соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" определить понятие "новые потенциально опасные психоактивные вещества", а также понятие оборота таких веществ. Федеральный закон дополняется нормой, устанавливающей порядок отнесения веществ к новым потенциально опасным психоактивным веществам. В законопроект включены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации с целью определения формы предварительного расследования и подследственности преступлений, предусмотренных проектной статьёй 234.1 УК РФ. Кроме того, вводится административная ответственность за правонарушения, предметом которых являются новые потенциально опасные психоактивные вещества.
Учитывая повышенную общественную опасность деяний, направленных на сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, серьёзные негативные последствия, наступающие в результате распространения и потребления таких веществ, Верховный Суд Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона.
Вместе с тем по тексту законопроекта имеются следующие замечания.
В качестве квалифицирующего признака преступлений проектной статьи 234.1 УК РФ предусматривается причинение тяжкого вреда здоровью человека. К особо квалифицирующему признаку этих преступлений предлагается отнести наступление смерти человека. При этом не уточняется форма вины в отношении факультативных объектов (здоровье и жизнь человека), а именно совершение таких преступлений по неосторожности. Полагаем, что предложенная авторами законопроекта конструкция квалифицированного и особо квалифицированного составов преступлений не позволит квалифицировать такие деяния и назначать наказание по совокупности преступлений, предусмотренных проектной статьёй и статьями 111 и 105 УК РФ.
В санкции части второй проектной статьи 234.1 УК РФ в качестве одного из основных видов наказаний предлагается включить ограничение свободы. При этом не учитывается, что на основании части второй статьи 53 УК РФ ограничение свободы назначается в качестве основного вида наказания только за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, в то время как деяния, предусмотренные частью второй проектной статьи, авторами законопроекта отнесены к тяжким преступлениям. Кроме того, указан срок ограничения свободы, превышающий максимально возможный для данного вида наказания, а также не соблюдена последовательность перечисления видов наказаний согласно статье 44 УК РФ (ограничение свободы следует за принудительными работами).
В соответствии с частью первой и частью второй статьи 31 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 228 УК РФ и частью первой статьи 234 УК РФ, подсудны районному суду. В связи с чем статью 3 проекта федерального закона следует дополнить положением о внесении изменения в часть первую статьи 31 УПК РФ с целью исключения подсудности мировому судье уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью первой проектной статьи 234.1 УК РФ.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.