Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 516707-6 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми могут наделяться органы местного самоуправления),
внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19 июня 2014 года (протокол N 177, пункт 64) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 516707-6 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми могут наделяться органы местного самоуправления), внесенный Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея.
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), исключив из него цифру "13", и, тем самым, предоставить субъектам Российской Федерации право наделять своими законами органы местного самоуправления отдельным государственным полномочием в области обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В соответствии с действующей редакцией подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ является одним из исключений из общего правила, предусмотренного пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, и не может передаваться органам местного самоуправления, являясь самостоятельным полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации содержится и в отраслевом федеральном законе - в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Исходя из анализа указанных правовых норм, по мнению Комитета, полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий на получение бесплатного и общедоступного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам не может быть передано органам местного самоуправления. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации) и не могут осуществлять в отношении самих себя "государственные гарантии" обеспечения права на получение бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях. Смысл этого "непередаваемого" полномочия в том, что государство гарантирует получение бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях вне зависимости от наличия финансовых средств в местном бюджете.
Кроме того, согласно статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Вместе с тем, по мнению Комитета, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ не предполагает передачу полномочий субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления, а предусматривает только финансовое обеспечение соответствующих расходов, что является особенностью регулирования финансового обеспечения образовательного процесса. Данная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) и Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в соответствии с которыми к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом рассматриваемый законопроект корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ не предусматривает.
Также следует отметить, что авторами законопроекта не учтены положения статьи 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субвенции местным бюджетам предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации. Тем самым органы местного самоуправления не могут наделяться указанным полномочием.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не поддерживает принятие проекта федерального закона N 516707-6 "О внесении изменения в пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми могут наделяться органы местного самоуправления), внесенного Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.