Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639263-6 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации, направленные в том числе на совершенствование регулирования процессов распоряжения земельными участками.
В частности, Федеральным законом вносятся изменения в положения Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", регулирующие порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в части определения органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение указанными земельными участками.
Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения, при наличии утверждённых правил землепользования и застройки поселения будут осуществляться органами местного самоуправления поселений.
Подобный подход к управлению государственными землями, создающий условия для рассредоточения функций по управлению земельными ресурсами до уровня отдельных поселений, представляется экономически и социально необоснованным.
На сегодняшний день органы местного самоуправления поселений не располагают необходимыми кадровыми, интеллектуальными, техническими и организационными ресурсами, необходимыми для реализации дополнительных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Более того, при наделении органов местного самоуправления поселений дополнительными полномочиями законодательно не решён вопрос финансирования деятельности указанных органов, не определены источники финансирования такой деятельности, в частности, не внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающий нормативы поступления доходов от продажи и от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах поселений. При этом необходимо отметить, что реализация полномочий по распоряжению земельными участками требует значительных финансовых затрат, в частности, на проведение торгов, кадастровых работ, оценочных работ и прочих работ. Учитывая дотационный характер бюджетов поселений, отсутствие необходимых финансовых средств повлечёт затягивание процессов предоставления земельных участков и, как следствие, недополучение местными бюджетами земельных платежей.
Кроме того отмечаем, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, документации по планировке территории, по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, по резервированию земель и изъятию земельных участков для муниципальных нужд, по осуществлению муниципального земельного контроля переданы от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов.
Такой подход к разграничению полномочий органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, когда вопросы, находящиеся в одной области регулирования, рассматриваются органами местного самоуправления различных уровней, представляется необоснованным, создающим условия для злоупотреблений на местах, затягивания процессов принятия необходимых решений и искусственного сдерживания развития территорий.
В целях комплексной реализации нормативных актов в области земельных отношений и градостроительной деятельности, создания условий для системного управления земельными ресурсами на территории муниципальных районов, учитывая имеющийся у органов местного самоуправления муниципальных районов кадровый потенциал, сложившуюся практику применения законодательства в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в рассматриваемом проекте федерального закона предлагается внести в Федеральный закон изменения, закрепив полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселений, за органами местного самоуправления муниципальных районов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.