Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 577906-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 577906-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон), предусматривающие распространение обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством на иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года у одного страхователя, и предоставление указанным категориям граждан права на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Страховое обеспечение в виде пособий в связи материнством для указанной категории граждан законопроектом не предусматривается.
При этом статья 2 Федерального закона дополняется новой частью 4.2, в которой декларируется, что иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство, имеют право на получение страхового обеспечения наравне с гражданами Российской Федерации.
Следует отметить, что дополнение статьи 2 Федерального закона указанной нормой является избыточным, так как в соответствии с частью 1 той же статьи постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без каких либо ограничений и в настоящее время.
Законопроектом также вносится изменение в статью 12 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно которому для плательщиков страховых взносов устанавливается тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 1,8 процента в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный договор продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года у одного плательщика страховых взносов.
По мнению комитета установление законопроектом обязанности уплаты работодателем страховых взносов на обязательное социальное страхование иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, только в случае, если трудовой договор с указанными категориями граждан заключается на срок не менее 6 месяцев, даст возможность недобросовестным работодателям заключать договор на срок менее 6 месяцев, и соответственно законным образом уклоняться от уплаты страховых взносов.
Следует обратить внимание, что аналогичный порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование указанных категорий граждан, установленный Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", отменяется с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".
В комитет поступили заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению.
В заключении Правового управления отмечаются ряд замечаний, которые могут быть учтены при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению концепцию законопроекта поддерживает.
На законопроект поступило 4 отзыва от законодательных (представительных), и 27 отзывов от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, во вех отзывах законопроект поддерживается.
С учетом изложенных замечаний, комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.