Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639676-6 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" полномочия по государственному надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного экологического надзора, государственного ветеринарного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Каждый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в определенной части, в пределах своих полномочий.
Вместе с тем практика показывает, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный экологический надзор, государственный ветеринарный надзор не охватывают следующие направления в области обращения с пестицидами и агрохимикатами:
1) производство пестицидов и агрохимикатов;
2) применение пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве;
3) оптовая реализация пестицидов и агрохимикатов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и для личного подсобного хозяйства;
4) розничная реализация пестицидов и агрохимикатов, в том числе контрафактных и фальсифицированных, в торговых точках и на рынках для личного подсобного хозяйства;
5) транспортировка и утилизация запрещенных и пришедших в негодность пестицидов.
Таким образом, в Российской Федерации впервые в мировой практике сложилась ситуация, когда Россельхознадзор - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере карантина и защиты растений, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, побочных продуктов переработки зерна, - не имеет полномочий по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в указанных сферах.
До прекращения в 2011 году соответствующих полномочий Россельхознадзор постоянно выявлял контрафактные и фальсифицированные препараты. Многие из этих препаратов запрещены к обороту на территории Российской Федерации. От контрафактных и фальсифицированных препаратов страдает не только безопасность продукции, но и законопослушные производители средств защиты растений, зарегистрированные на территории Российской Федерации, которые несут дополнительные убытки. На территории Российской Федерации, в том числе на территории Костромской области, в продукции растительного происхождения отечественного и импортного происхождения, выявлялись остаточные количества пестицидов с превышением предельно допустимых концентраций.
В адрес Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям в 2012 - 2014 годах неоднократно поступали жалобы и информация от жителей о ненадлежащем применении пестицидов сельскохозяйственными организациями. Вследствие этого на приусадебных участках погибали культурные растения, нельзя было употреблять в пищу овощи и ягоды.
Проектом федерального закона предлагается установить, что государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляется, в том числе при осуществлении федерального государственного надзора в сфере защиты растений и обеспечения плодородия почв.
В рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере защиты растений и обеспечения плодородия почв Россельхознадзором будет проводиться проверка соблюдения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, отбор почвенных образцов, проверка внесения пестицидов и агрохимикатов в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, проверка содержания остаточного количества пестицидов в растительной продукции и в почве.
Предлагаемые изменения направлены на обеспечение национальной безопасности и общегосударственной системы обеспечения химической и продовольственной безопасности страны, недопущение производства и поставок опасной для здоровья человека пищевой продукции, пресечение оборота фальсифицированных, пришедших в негодность или запрещённых к применению пестицидов и агрохимикатов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Реализацию Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" предполагается осуществлять в пределах текущего финансирования соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" потребует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" и Приказ Минсельхоза Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 527 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", а также разработки и утверждения Положения о государственном надзоре в сфере защиты растений и обеспечения плодородия почв.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.