Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту
по проекту федерального закона N 330573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха"
(в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 330573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха" (в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха), внесенным Законодательным Собранием Приморского края (далее - Законопроект), в целях улучшения экологической ситуации в регионах Российской Федерации предлагается изменить действующую редакцию статей 14 и 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а также статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Авторы обосновывают свое предложение по изменению действующего законодательства тем обстоятельством, что "... в результате открытой перегрузки пылящих навалочных грузов в морских портах, не приспособленных для работы с данными видами грузов и расположенных в черте населенных пунктов, происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными загрязняющими веществами".
В данной связи Комитет отмечает, что предлагаемые в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения с момента их вступления в силу приведут к ситуации, когда перевалка в морских портах "опасных пылящих навалочных грузов" будет возможна только с при условии использования "специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием, крытыми грузовыми складами".
Таким образом, с учетом юридической неопределенности термина "опасные пылящие навалочные грузы" и наличия "специализированных перегрузочных комплексов, оснащенных герметизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием, крытыми грузовыми складами", в российских портах фактически будет парализована перевалка пылящих навалочных грузов. Принимая во внимание тот факт, что в 2012 году навалочные грузы составили 44,7% от общего объема перевалки навалочных грузов, в том числе и экспортных, можно предположить, что федеральный бюджет не досчитается значительных поступлений от налоговых сборов, что в условиях дефицита федерального бюджета на плановый цикл 2014 - 2016 годов создает потенциальные риски для социально-экономического развития страны и ставит отдельные отрасли национальной экономики на грань выживания.
В части касающейся предложения обязать владельцев объектов инфраструктуры морского порта обеспечить контроль уровня загрязнения атмосферного воздуха в период проведения погрузочно-разгрузочных работ Комитет отмечает, что в настоящее время в порядке части 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, обязаны осуществлять производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Владельцы объектов инфраструктуры морского порта не являются в данном вопросе исключением, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха, устанавливается территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Фактическое дублирование Законопроектом действующих правовых норм в рассматриваемой сфере деятельности, по мнению Комитета, повлечет за собой их двоякое толкование, что может негативно отразиться на правоприменительной практике.
Учитывая изложенное, Комитет считает принятие проекта федерального закона N 330573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха" (в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха) нецелесообразным и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный Законопроект при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.