Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
(в части расходов на Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Государственную программу Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса")
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - проект федерального бюджета), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее - Госпрограммы):
в 2015 году - 167 864,1 млн. рублей, в 2016 году - 166 551,1 млн. рублей, в 2017 году - 194 668,4 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте Госпрограммы, в связи с включением в Госпрограмму мероприятий по строительству и реконструкции сельских дорог, в целом увеличены в 2015 году на 2 198,1 млн. рублей, в 2016 году - на 1 871,5 млн. рублей, а в 2017 году уменьшены на 64,9 млн. рублей.
Вместе с тем, депутаты Комитета отмечают, что согласно Закона N 349-ФЗ, на строительство и реконструкцию дорог на 2015 год выделялись ассигнования в сумме 7 172,0 млн. рублей, таким образом, бюджет АПК с учётом включения в Госпрограмму сельских дорог должен был составить 172 838,04 млн. рублей, а не 167 864,1 млн. рублей. Депутаты Комитета также отмечают снижение уровня бюджетных ассигнований на реализацию Госпрограммы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года на 3 209,8 млн. рублей.
Наименование |
2014 год (Закон N 349-ФЗ) |
2014 год* |
2015 год |
||
Паспорт Госпрограммы |
Изменение к предыдущему году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5/3 х 100 |
Всего |
170 149,2 |
171 073,9 |
165 666,04 |
167 864,1 |
98,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
39 288,2 |
51 413,1 |
42 536,3 |
47 857,7 |
93,1 |
Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" |
57 635,6 |
59 344,1 |
63 155,4 |
54 157,9 |
91,3 |
Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства" |
6 737,8 |
5 430,0 |
7 328,9 |
7 328,9 |
135,0 |
Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" |
8 189,0 |
8 114,1 |
9 424,0 |
9 424,0 |
116,1 |
Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" |
1 900,0 |
1 900,0 |
3 144,5 |
3 144,5 |
165,5 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы" |
37 206,2 |
25 553,1 |
22 766,7 |
23 641,0 |
92,5 |
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
11 292,5 |
11 292,5 |
8 992,5 |
13 992,5 |
123,9 |
Федеральная целевая программа "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" |
7 899,9 |
8 027,0 |
8 317,7 |
8 317,7 |
103,6 |
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 г.
Ресурсное обеспечение подпрограммы "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" по сравнению с объемами, утвержденными в паспорте Госпрограммы увеличено в 2015 году на 5 321,4 млн. рублей (или на 12,5%).
Это произошло в основном за счет увеличения объемов финансирования на 5 346,5 млн. рублей основного мероприятия "Господдержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства" по субсидиям на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
Такое увеличение расходов вызвано, в первую очередь, необходимостью исполнения всех ранее принятых обязательств государства по уплате процентной ставки сельскохозяйственным товаропроизводителям по краткосрочным кредитам, в том числе на проведение сезонных полевых работ.
Вместе с тем, депутаты Комитета отмечают, что по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования на подпрограмму "Развитие подотрасли растениеводства ..." в 2015 году уменьшены на 3 555,4 млн. рублей.
По подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" предусмотрено сокращение бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными в паспорте Госпрограммы в 2015 году на 8 997,5 млн. рублей (на 14,9%).
Основное снижение ресурсного обеспечения, несмотря на приоритетность развития молочного скотоводство, произошло по следующим основным мероприятиям Госпрограммы:
- субсидии на 1 литр реализованного молока и (или) отгруженного на собственную переработку молока сокращены на 6 900,0 млн. рублей (78,2%), в 2016 году на 7 690,0 млн. рублей (на 80,9%), в 2017 году на 7 914,3 млн. рублей (на 72%);
- субсидии на поддержку экономически значимых программ субъектов РФ в области животноводства сокращены за счет приоритезации расходов в 2015 году на 2 346,5 млн. рублей (на 24,7%), в 2016 году на 2 569,8 млн. рублей (на 28,6%), в 2017 году на 2 224,1 млн. рублей (на 22,8%).
Депутаты Комитета отмечают также, что по сравнению с 2014 годом бюджетные ассигнования на подпрограмму "Развитие подотрасли животноводства _ в 2015 году уменьшены на 5 186,2 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования по подпрограммам "Развитие мясного скотоводства", "Поддержка малых форм хозяйствования", "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие", "Обеспечение реализации Государственной программы" и ФЦП "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014-2020 годы", предусмотренные проектом федерального бюджета, соответствуют объемам, утвержденным в паспорте Госпрограммы на 2015 год.
Необходимо отметить, что в последнее время в АПК из-за низкой доходности предприятий, высокой закредитованности отрасли и низкой инвестиционной привлекательности сложилась ситуация, которая не позволит даже при существующем уровне поддержки - 171 073,9 млн рублей выполнить в 2014 году в полном объеме индикаторы, заложенные в Госпрограмме, в частности такие как "производство молока", "производство скота и птицы на убой", "поголовье крупного рогатого скота", "объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям".
Исходя из этого, депутаты Комитета считают, что принятие федерального бюджета с планируемым уровнем финансирования Госпрограммы на 2015 год в размере 167 864,1 млн. рублей не позволит достичь целей и индикаторов, заложенных в Госпрограмме, и может привести к снижению объёмов производства по отдельным видам сельхозпродукции.
Также депутаты обращают внимание на то, что в указанном законопроекте в рамках Госпрограммы не предусмотрены такие направления, как "Развитие овощеводства открытого и закрытого грунта и семенного картофелеводства", "Развитие молочного скотоводства", "Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства", "Развитие пищевой, перерабатывающей промышленности и оптово-распределительных центров", "Развитие финансово-кредитной системы АПК" с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования, включение которых обосновано исполнением Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11 августа 2014 г. N ДМ-П11-6060 и обусловлено необходимостью наращивания темпов роста сельскохозяйственной продукции с целью ускоренного импортозамещения.
Минсельхоз России внес на рассмотрение проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", согласно которого для реализации мероприятий, направленных на ускоренное импортозамещение, необходимо выделить дополнительные бюджетные ассигнования на 2015-2020 годы в размере 625,7 млрд. рулей, в том числе на 2015 год - 77,5 млрд. рублей.
Выделение ассигнований федерального бюджета в размере 625,7 млрд. рулей до 2020 года согласно расчетам Минсельхоза России обеспечит увеличение производства по:
мясу скота и птицы к 2020 году до 10 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 67,8%;
молоку к 2020 году до 33,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 29,9%;
плодово-ягодной продукции (без винограда) к 2020 году до 3,8 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 20,0%;
овощам к 2020 году до 16,5 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 70,3%;
картофелю к 2020 году до 31 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 100,0%;
винограду к 2020 году до 0,7 млн. тонн, что уменьшит поставки импортной продукции на 54,6 процента.
Депутаты Комитета в целом поддерживают представленный Минсельхозом России проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" и считают необходимым предусмотреть в представленном проекте федерального бюджета дополнительные ассигнования на 2015 год на обеспечение мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещеню в сельском хозяйстве, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1948-р.
Дополнительные ассигнования необходимо направить на развитие овощеводства, животноводства, селекции и семеноводства, а также на строительство оптово-распределительных центров.
В связи с необходимостью укрепления материально-технической базы АПК и достижения заложенных в Госпрограмме целевых индикаторов по обновлению парка сельхозтехники Комитет считает целесообразным предусмотреть в бюджете ассигнования на субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства.
Кроме того, решение задачи по увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, невозможно без сохранения трудовых ресурсов и улучшения уровня и качества жизни на селе, что в свою очередь является основной задачей ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий". В связи с этим депутаты считают необходимым увеличить финансирования мероприятий данной целевой программы.
2. В проекте федерального бюджета на реализацию Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" на 2015-2017 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в 2015 году в объеме 13 413,7 млн. рублей, в 2016 году - 13 585,2 млн. рублей, в 2017 году - 12 797,2 млн. рублей.
Предусмотренные объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году увеличены на 3 070,7 млн. рублей, в 2016 году - на 3 240,3 млн. рублей, в 2017 году - на 2 954,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 2 881,8 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года - на 171,5 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 788,0 млн. рублей.
Следует отметить, что на изменение расходов по Государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса" повлияло увеличение бюджетных ассигнований за счет перераспределения с Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в том числе по подпрограмме "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" в 2015 году в объеме 3 000,0 млн. рублей, в 2016 году - 3 200,0 млн. рублей, в 2017 году - 3 300,0 млн. рублей.
Законопроектом предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий следующих подпрограмм:
- "Развитие аквакультуры" (в части мероприятий по осуществлению работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, осуществлению работ по сохранению водных биоресурсов, развитию системы государственной поддержки субъектов аквакультуры) предусмотрено в 2015 году в объеме 860,0 млн. рублей, в 2016 году в объеме 797,0 млн. рублей, в 2017 году в объеме 629,8 млн. рублей;
- "Наука и инновации" (в части мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственных исследований и разработок) предусмотрено в 2015 году в объеме 1 170,4 млн. рублей, в 2016 году - 680,6 млн. рублей, в 2017 году - 612,2 млн. рублей;
- "Модернизация и стимулирование" (в части мероприятий, направленных на стимулирование модернизации существующего и строительства нового рыбопромыслового флота, а также на стимулирование модернизации существующих и строительства новых объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции) предусмотрено в 2015 году в объеме 192,4 млн. рублей, в 2016 году в объеме 23,6 млн. рублей, в 2017 году в объеме 7,2 млн. рублей.
- "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" (в части мероприятий по строительству и реконструкции рыбоводных заводов, развитию научно-производственной базы аквакультуры, обеспечению эффективной и безопасной добычи водных биологических ресурсов, повышению качества государственного мониторинга контроля добычи водных биологических ресурсов, реконструкции отдельных объектов, имеющих соответствующее обоснование на включение в подпрограмму) предусмотрено в 2015 году в объеме 632,8 млн. рублей, в 2016 году в объеме 1 530,8 млн. рублей, в 2017 году в объеме 1 725,7 млн. рублей.
Депутаты обращают внимание на то, что законопроект в рамках Государственной программы N 26 "Развитие рыбохозяйственного комплекса" не предусматривает подпрограмму "Развитие осетрового хозяйства" с соответствующими мероприятиями и объемами финансирования.
Включение указанной подпрограммы обосновано поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 16.08.2013 N Пр-1943, а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 26.08.2013 N ДМ-П11-6091 и обусловлено необходимостью сохранения и увеличения запасов осетровых видов рыб, а также создания условий для развития товарного осетроводства.
Осетровые относятся к особо ценным видам рыб, находящимся под угрозой исчезновения, в связи с чем требуется принятие эффективных мер по ограничению оборота продукции осетроводства, усиление контроля за оборотом этой продукции. При этом следует учитывать, что сохранение и воспроизводство осетровых видов рыб регулируется не только на внутреннем, но и на международном уровнях.
Необходимые изменения в Госпрограмму с учетом увеличения объемов финансирования на 2015-2017 годы за счет перераспределения ассигнований Минсельхозом России, были рассмотрены и одобрены на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (протокол от 17.09.2014 N 2).
В целях исполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в законопроекте предлагается предусмотреть в рамках Государственной программы N 26 "Развитие рыбохозяйственного комплекса" подпрограмму N 8 "Развитие осетрового хозяйства" с необходимым объемом финансирования.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам с учетом поручения Председателя Государственной Думы ФС РФ от 6 октября 2014 года N вн.1.1.-23/577 (п.2) считает, что требуется усилить меры государственной поддержки развития аквакультуры, в том числе товарного осетроводства, отечественного копрмопроизаводства, инвестиционных проектов в аквакультуре.
Поэтому необходимы дополнительные ассигнования на развитие аквакультуры и экосистемные исследования по подпрограмме N 2 "Развитие аквакультуры", в том числе на субсидирование процентных ставок по кредитам, софинансирование экономически значимых региональных программ, а также стимулирование научно-исследовательской деятельности.
Также необходимы дополнительные бюджетные ассигнования по подпрограмме N 3 "Наука и инновации", в том числе на прикладные научные исследования (проведение экспедиций для разведывания общего допустимого улова).
Предлагаемое дополнительное финансирование необходимо для эффективного развития товарного рыбоводства и расширения объемов потенциального вылова (разведанных запасов), что позволит нарастить объемы производства собственной товарной рыбной продукции и увеличить объемы добычи водных биоресурсов, создав благоприятные условия для импортозамещения рыбной продукции на внутреннем рынке.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении при условии учета вышеперечисленных предложений и замечаний, и просит внести в проект Постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона N 611445-6 пункт следующего содержания:
"Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации при подготовке к рассмотрению проекта федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" во втором чтении рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на 2015 год на:
техническую и технологическую модернизацию и создание инфраструктуры агропродовольственного рынка;
поддержку социального развития села;
развитие подотраслей сельского хозяйства, ориентированных на ускоренное импортозамещение."
Председатель Комитета |
Н.В. Панков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.