Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в части финансирования научных исследований и разработок гражданского назначения) и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, государственных программах Российской Федерации.
В плановом периоде прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,4% ВВП в 2014 году до 18,4% ВВП к 2017 году. При этом объем нефтегазовых доходов снижается с 10,0% ВВП в 2014 году до 9,1% ВВП в 2017 году. За этот период ненефтегазовый дефицит будет сокращен до 9,7% ВВП в 2017 году (на 0,2% ВВП относительно 2014 года).
В 2014 - 2017 годах планируется увеличение расходов федерального бюджета с 19,2% ВВП в 2014 году до 20,0% ВВП в 2015 году и снижение до 19,0% ВВП в 2017 году. При этом объем условно утверждаемых расходов составит 406,8 млрд. рублей (2,5% к общему объему расходов) в 2016 году и 854,4 млрд. рублей (5,0% к общему объему расходов) в 2017 году.
В 2015 году дефицит федерального бюджета планируется в объеме 430,7 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2016 году - 476,3 млрд. рублей (0,6% ВВП), в 2017 году - 540,9 млрд. рублей (0,6% ВВП).
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения запланированы в 2015 году в сумме 387490,7 млн. рублей (104,6% к предыдущему году в текущих ценах), в 2016 году - 321364,3 млн. рублей (100,8% к предыдущему году в текущих ценах), в 2017 году - 306536,8 млн. рублей (95,4% к предыдущему году в текущих ценах). По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов на науку гражданского назначения составляет в 2014 году 0,5%, в 2015 году -0,41%, в 2016 году - 0,38%, в 2017 году - 0,34%. Доля расходов на науку гражданского назначения в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2014 годом (2,63%) уменьшается и составит в 2015 году - 2,49%, в 2016 году - 1,97%, в 2017 году - 1,79%.
В этой связи следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительству Российской Федерации поручено уже к 2015 году обеспечить достижение следующих показателей: увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП, увеличение удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE до 2,44%. Статистические данные за 2012 год свидетельствуют о том, что объем внутренних затрат на исследования и разработки составил 1,12% от ВВП, а удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE составил 1,9%.
Требует также надлежащего финансового обеспечения науки и необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в котором Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
По разделу "Общегосударственные вопросы" на финансирование фундаментальных научных исследований в 2015 году запланировано выделить 128754,9 млн. рублей, в 2016 году - 135662,9 млн. рублей, в 2017 году - 132933,1 млн. рублей. На выполнение прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов в 2015 году запланировано выделить 15465,95 млн. рублей, в 2016 году - 15218,1 млн. рублей, в 2017 году - 14933,8 млн. рублей.
По разделу "Национальная экономика" на финансирование прикладных научных исследований в 2015 году запланировано выделить 271064,2 млн. рублей, в 2016 году - 179349,2 млн. рублей, в 2017 году - 147304,6 млн. рублей.
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301). Целью государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы является формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации российской экономики.
В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы предусмотрены в 2015 году в объеме 164 423,0 млн. рублей, в 2016 году - 182 786,8 млн. рублей, в 2017 году - 176 624,4 млн. рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы в 2015 году уменьшены на 2 155,6 млн. рублей, в 2016 году - на 3 767,8 млн. рублей, в 2017 году - на 10 146,0 млн. рублей.
Наиболее значительное изменение параметров ресурсного обеспечения произошло в отношении расходов на реализацию следующих подпрограмм: "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий", "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора", "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок", "Международное сотрудничество в сфере науки".
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" увеличены в 2015 году на 3 158,4 млн. рублей, в 2016 году - на 2 074,3 млн. рублей, в 2017 году - на 1 064,8 млн. рублей в основном за счет перераспределения бюджетных ассигнований, зарезервированных в связи с реорганизацией академического сектора науки в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти", на финансовое обеспечение деятельности региональных научных центров, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций (ФАНО), а также в связи с необходимостью оформления прав на федеральное имущество, закрепленное за федеральными государственными научными учреждениями, подведомственными ФАНО.
По подпрограмме "Прикладные проблемно-ориентированные исследования и развитие научно-технологического задела в области перспективных технологий" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на выполнение прикладных научных исследований Национальным исследовательским центром "Курчатовский институт" и государственными научными центрами в 2015 году на 1 800,9 млн. рублей, в 2016 году - на 1 894,8 млн. рублей, в 2017 году - на 1 542,7 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований с подпрограммы "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" в целях достижения результатов по реализации Программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013-2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р.
По подпрограмме "Развитие межотраслевой инфраструктуры сектора исследований и разработок" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на модернизацию и переоснащение входящих в состав ядерно-физического комплекса Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" установок и стендов для обеспечения безопасности функционирования ядерно-физического комплекса Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" в 2015 году на 952,4 млн. рублей, в 2016 году - на 876,5 млн. рублей, в 2017 году - на 580,0 млн. рублей.
Проектом бюджета предусматривается сокращение расходов на реализацию подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" в 2015 году в объеме 8 301,3 млн. рублей, в 2016 году - 8 439,2 млн. рублей, в 2017 году - 10 486,3 млн. рублей, а также на реализацию федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы" в 2016 году в объеме 500,4 млн. рублей, в 2017 году - 3 794,9 млн. рублей, обусловленное общими подходами по формированию федерального бюджета на 2015-2017 годы.
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Международное сотрудничество" увеличены в 2015 году на 397,5 млн. рублей, в 2016 году - на 311,7 млн. рублей в связи с изменением прогнозного курса доллара США. В 2017 году проектом бюджета предусматривается сокращение расходов по данной подпрограмме на 1 103,5 млн. рублей в связи с прекращением участия Российской Федерации в проекте по строительству и эксплуатации установки Европейского рентгеновского лазера на свободных электронах.
Увеличение бюджетных ассигнований в 2017 году по подпрограмме "Обеспечение реализации Государственной программы" обусловлено перераспределением ассигнований с подпрограммы "Международное сотрудничество в сфере науки" в вышеуказанном объеме.
В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 11 053,9 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года - на 18 363,8 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 6 162,4 млн. рублей.
Уменьшение бюджетных ассигнований в 2015 году в объеме 4 847,6 млн. рублей по федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры России" на 2014-2020 годы обусловлено решением о прекращении ее реализации.
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения по основным получателям бюджетных средств в 2015-2017 годах представлены в таблице (тыс. руб.).
Наименование |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
3 |
4 |
5 |
Федеральное агентство научных организаций |
92 945 628,7 |
94 532 612,1 |
90 814 019,6 |
Российская академия наук |
3 574 410,6 |
3 587 096,0 |
3 532 188,3 |
Российская академия художеств |
872 937,1 |
885 175,5 |
874 025,7 |
Российский фонд фундаментальных исследований |
12 221 267,4 |
14 035 452,4 |
14 025 308,4 |
Российский гуманитарный научный фонд |
2 040 196,0 |
2 330 061,8 |
2 326 148,7 |
Российский научный фонд |
17 215 945,3 |
18 753 970,6 |
18 785 342,5 |
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере |
3 927 010,7 |
3 851 254,9 |
3 465 570,8 |
Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" |
10 772 494,2 |
10 608 780,9 |
9 064 160,1 |
Рассмотрев законопроект N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и рекомендует учесть следующие предложения по его доработке.
1. В условиях снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета, особого внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
2. В проекте федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов целесообразно предусмотреть выделение необходимых средств в части финансирования науки для достижения значений показателей, предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
3. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками и исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.
В соответствии вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.