Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 9 октября 2014 г. N 108/1.1
по проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
1. Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Как и федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации проект федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован в структуре государственных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.
С учетом этого открытой частью проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования по 8 государственным программам Российской Федерации. Однако в связи с тем, что государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена, основная масса бюджетных ассигнований, предусмотренных по указанному разделу, отнесена к непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти".
В рамках ассигнований по разделу 02 "Национальная оборона", по которому финансируется большая часть расходов Минобороны России в 2015 году, предусмотрены бюджетные средства на решение ключевых вопросов деятельности Вооруженных Сил, в том числе дальнейшее переоснащение на новые образцы вооружения, военной и специальной техники, социальную защиту военнослужащих и решение других задач.
В законопроекте расходы по разделу 02 "Национальная оборона" на 2015 год предусмотрены в сумме 3 286,8 млрд. рублей и превышают объемы 2014 года (исходя из показателей сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 года) на 812,16 млрд. рублей (32,8%). В 2016 году указанные расходы предусмотрены в сумме 3 113,24 млрд. рублей, что говорит о снижении объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году на 173,55 млрд. рублей (5,3%). В 2017 годах такие расходы предусмотрены в сумме 3 237,82 млрд. рублей, при этом рост объемов бюджетных ассигнований по отношению к предыдущему году составляет 124,57 млрд. рублей (4 %).
Бюджетные ассигнования по разделу, по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее в тексте - Федеральный закон N 349-ФЗ, в таблицах - Закон N 349-ФЗ), увеличены в 2015 году на 254,08 млрд. рублей и уменьшены в 2016 году на 273,16 млрд. рублей.
В соответствии с законопроектом в планируемом периоде рост доли расходов на национальную оборону в общих расходах федерального бюджета составит в 2015 году - 21,2% (в 2014 году - 17,6%), в 2016 году - 19,7% и в 2017 году - 20%.
Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2015 году составит 4,2%, в 2016 году - 3,7% и в 2017 году - 3,6%, что значительно выше параметров 2014 (3,4%), 2013 (3,2%) 2012 (3,0%) годов.
Расходы федерального бюджета, предусмотренные законопроектом на национальную оборону, характеризуются данными, указанными в таблице N 1. Расходы федерального бюджета на национальную оборону по подразделам классификации расходов бюджетов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов приведены в таблице N 2.
Расходы проекта федерального бюджета на 2014-2017 годы на раздел "Национальная оборона"
Таблица N 1
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
Закон N 349-ФЗ |
Отклонение |
Закон N 349-ФЗ |
Проект |
Отклонение |
Проект |
Отклонение от Проекта 2016 года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10=9-7 |
ВСЕГО |
14 042 029,5 |
15 361 540,9 |
15 513 079,3 |
151 538,4 |
16 392 213,0 |
16 271 782,0 |
-120 431,0 |
17 088650,1 |
816868,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Национальная оборона |
2 474 644,1 |
3 032 719,3 |
3 286 805,3 |
254 086,1 |
3 386 417,4 |
3 113 248,9 |
-273 168,5 |
3 237 822,9 |
124 574,0 |
%% к ВВП |
3,4 |
3,8 |
4,2 |
0,4 |
3,9 |
3,7 |
-0,2 |
3,6 |
-0,1 |
доля в общем объеме расходов,% |
17,6 |
20,2 |
21,2 |
0,9 |
21,7 |
19,7 |
-2,1 |
20,0 |
0,4 |
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 года
Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" по подразделам бюджетной классификации расходов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Таблица N 2
млн. рублей | ||||||||||||
Наименование |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||||
Закон N 349-ФЗ |
Отклонение |
Изменение к предыдущему году,% |
Закон N 349-ФЗ |
Проект |
Отклонение |
Изменение к предыдущему году,% |
Проект |
Отклонение от проекта 2016 года |
Изменение к предыдущему году,% |
|||
Национальная оборона |
2 474 644,1 |
3 032 719,3 |
3 286 805,3 |
254 086,1 |
132,8 |
3 386 417,4 |
3 113 248,9 |
-273 168,5 |
94,7 |
3 237 822,9 |
124 574,0 |
104,0 |
%% к ВВП |
3,4 |
3,8 |
4,2 |
0,4 |
|
3,9 |
3,7 |
-0,2 |
|
3,6 |
-0,1 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
17,6 |
20,2 |
21,2 |
0,9 |
|
21,7 |
19,6 |
-2,1 |
|
19,9 |
0,3 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вооруженные Силы Российской Федерации |
1 875 819,4 |
2 350 013,0 |
2 572 463,8 |
222 450,7 |
137,1 |
2 665 610,6 |
2 410 318,8 |
-255 291,8 |
93,7 |
2 510 765,8 |
100 447,0 |
104,2 |
%% к ВВП |
2,6 |
3,0 |
3,3 |
0,4 |
|
3,1 |
2,9 |
-0,2 |
|
2,8 |
-0,1 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
13,4 |
15,7 |
16,6 |
0,9 |
|
17,1 |
15,2 |
-1,9 |
|
15,5 |
0,3 |
|
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
6 511,5 |
6 674,3 |
5 914,5 |
-759,8 |
90,8 |
6 674,3 |
5 913,6 |
-760,7 |
100,0 |
5 767,7 |
-145,9 |
97,5 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,01 |
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
0,05 |
0,04 |
0,04 |
0,0 |
|
0,04 |
0,04 |
0,0 |
|
0,04 |
0,0 |
|
Мобилизационная подготовка экономики |
5 426,6 |
5 474,1 |
5 474,1 |
|
100,9 |
5 474,1 |
4 373,5 |
-1 100,5 |
79,9 |
4 115,3 |
-258,2 |
94,1 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,005 |
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,0 |
|
0,04 |
0,03 |
0,0 |
|
0,03 |
0,0 |
|
Ядерно-оружейный комплекс |
36 428,9 |
42 020,6 |
42 020,6 |
|
115,3 |
47 186,0 |
46 242,3 |
-943,7 |
110,0 |
51 107,4 |
4 865,1 |
110,5 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
|
0,1 |
0,1 |
0,0 |
|
0,1 |
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,0 |
|
0,3 |
0,3 |
0,0 |
|
0,3 |
0,0 |
|
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
6 518,6 |
5 866,2 |
6 391,3 |
525,1 |
98,0 |
5 929,1 |
6 382,6 |
453,5 |
99,9 |
6 386,3 |
3,7 |
100,1 |
%% к ВВП |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,01 |
0,01 |
0,0 |
|
0,01 |
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
0,05 |
0,04 |
0,04 |
0,0 |
|
0,04 |
0,04 |
0,0 |
|
0,04 |
0,0 |
|
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
252 405,5 |
268 335,3 |
293 240,1 |
24 904,8 |
116,2 |
283 712,5 |
268 137,9 |
-15 574,6 |
91,4 |
310 503,8 |
42 365,9 |
115,8 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,0 |
|
0,3 |
0,3 |
0,0 |
|
0,3 |
0,0 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
0,1 |
|
1,8 |
1,7 |
-0,1 |
|
1,9 |
0,2 |
|
Другие вопросы в области национальной обороны |
291 533,6 |
354 335,8 |
361 301,0 |
6 965,3 |
123,9 |
371 830,8 |
371 880,2 |
49,4 |
102,9 |
349 176,7 |
-22 703,5 |
93,9 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,02 |
|
0,4 |
0,4 |
0,0 |
|
0,4 |
-0,1 |
|
доля в общем объеме расходов,% |
2,1 |
2,4 |
2,3 |
-0,04 |
|
2,4 |
2,3 |
-0,04 |
|
2,2 |
-0,2 |
|
_____________________________
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 года
2. Согласно пояснительной записке к законопроекту изменения объемов бюджетных ассигнований, обусловленные общими подходами к формированию проекта федерального бюджета (уровень инфляции, курс долл. США по отношению к рублю, решения по оптимизации расходов и др.), увеличили расходы по разделу 02 "Национальная оборона" в 2015 году на 9 097,4 млн. рублей, в 2016 году уменьшили на 42 902,6 млн. рублей и в 2017 году увеличили на 3 112,8 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального закона на 2015-2017 годов, на изменение расходов повлияло увеличение бюджетных ассигнований на:
оплату труда гражданского персонала на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь в 2015 году на 987,8 млн. рублей, в 2016 году на 968,0 млн. рублей и в 2017 году на 968,6 млн. рублей;
содержание ФГУ "Федеральное военно-мемориальное кладбище" в 2015 году на 264,7 млн. рублей, в 2016 году на 259,7 млн. рублей и в 2017 году на 243,9 млн. рублей;
проведение военного парада, спартакиады дружественных армий государств-участников СНГ, культурно-массовых мероприятий, концертов и выставок посвященных 70-й годовщине Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в 2015 году на 399,5 млн. рублей.
Уменьшение бюджетных ассигнований по разделу обусловлено:
планируемым завершением реализации мероприятий ФЦП "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" к концу 2018 года в связи с чем объем бюджетных ассигнований в 2017 году по отношению к проекту 2016 года уменьшен на 5 284,3 млн. рублей;
уменьшением объема субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса, в 2015 году по отношению к 2014 году на 847,5 млн. рублей, в 2016 году по отношению к 2015 году на 14,1 млн. рублей, в 2017 году по отношению к 2016 году на 1232,1 млн. рублей;
перераспределением бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов по финансовому обеспечению накопительных взносов на именные накопительные счета военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы с раздела 02 "Национальная оборона" на раздел 10 "Социальная политика" в 2015 году на 81 546,9 млн. рублей, в 2016 году на 83 911,7 млн. рублей и в 2017 году на 89 107,6 млн. рублей;
перераспределением бюджетных ассигнований на разделы 07 "Образование", 08 "Культура, кинематография", 09 "Здравоохранение" и 12 "Средства массовой информации" в связи с формированием федеральных бюджетных учреждений:
"Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова" Минобороны России (г. Севастополь) в 2015 году - на 511,9 млн. рублей, в 2016 году - на 506,4 млн. рублей и в 2017 году - на 462,7 млн. рублей;
"Редакции газеты "Красная звезда" Минобороны России в 2015 году на 166,3 млн. рублей, в 2016 году на 166,8 млн. рублей и в 2017 году на 151,2 млн. рублей, а так же учреждений культуры в 2015 году на 789,3 млн. рублей, в 2016 году на 794,3 млн. рублей и в 2017 году на 721,2 млн. рублей;
военно-медицинских учреждений в 2015 году на 5 305,8 млн. рублей, в 2016 году на 5 306,7 млн. рублей и в 2017 году на 4 852,3 млн. рублей.
3. Открытой частью проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в суммах соответственно 993 640,1 млн. рублей (Федеральным законом N 349-ФЗ предусмотрено на 2015 год 1 094 718,4 млн. рублей), 980 429,8 млн. рублей (2016 год - 1 087 170,2 млн. рублей) и 889 710 314,1 млн. рублей.
Основную часть расходов в ведомственной структуре раздела 02 "Национальная оборона" (открытая часть) составляют расходы Минобороны России (в 2015 году 96,4%). Остальную часть расходов составляют расходы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (в 2015 году 2,39%), Министерства финансов Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального космического агентства, Федерального агентства специального строительства, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (в 2015 году в совокупности 1,13%).
Анализ структуры расходов раздела 02 "Национальная оборона" проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы показывает о сохранении сложившихся основных пропорций в расходах по подразделам.
Основное место в структуре расходов раздела составляет подраздел 01 "Вооруженные Силы Российской Федерации", на который приходится в 2015-2017 годах от 81,2% до 86,5% расходов. Главным распорядителем бюджетных средств по подразделу является Минобороны России (более 90%).
Вместе с тем, в проекте федерального бюджета, как и в предыдущие периоды, в разделе 02 "Национальная оборона" не запланированы расходы по отдельным подразделам, например, по подразделу 02 "Модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований".
Формирование федерального бюджета в рассматриваемом законопроекте осуществлено в разрезе до группы вида расходов, ввиду чего значительные объемы планируемых ассигнований Минобороны России, предусмотренных по ряду важных мероприятий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, в том числе с их оснащением вооружением, военной и специальной техникой, содержанием, тыловым и социальным обеспечением не могли быть полноценно проанализированы Комитетом по обороне на основе законопроекта и приложенных к нему материалов.
3.1. Расходы по подразделу 01 "Вооруженные Силы Российской Федерации" (открытая часть) предусмотрены в 2015 году в сумме 806,86 млрд. рублей, что меньше на 60,5 млрд. рублей, чем в 2014 году (867,37 млрд. рублей), в 2015 и 2016 годах в сумме 843,7 млрд. рублей и 770,2 млрд. рублей соответственно.
Объем бюджетных ассигнований по данному направлению обусловлен общими подходами к формированию проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы, в частности сокращением бюджетных ассигнований в 2016 году на 2% и в 2017 году на 12%.
3.1.1. Основной состав расходов по данному подразделу предусматривает бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" (расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами) - т.е. выплаты денежного довольствия военнослужащим и оплату труда государственных служащих и гражданского персонала Вооруженных Сил в суммах в 2015 году - 541,9 млрд. рублей, в 2016 году - 585,5 млрд. рублей и в 2017 году - 528,6 млрд. рублей, что составляет от 67% до 68,6% расходов по подразделу.
Из указанных бюджетных ассигнований на 2015-2017 годы на выплату денежного довольствия военнослужащим предусматривается 440,1 млрд. рублей, 483,6 млрд. рублей, 435,2 млрд. рублей соответственно (в 2014 году - 372,1 млрд. рублей).
В соответствии с частью 9 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Действие указанной нормы приостановлено Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 350-ФЗ до 1 января 2015 года.
Согласно пояснительной записке формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2015 - 2017 годы в числе прочего осуществлялось исходя из индексации с 1 октября 2015 года на 5,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Также из пояснительной записки к законопроекту следует, что исходя из индексации в размере 5,5% с 1 октября 2015 года и досчета в 2016 году индексации 2015 года расходов на денежное довольствие военнослужащих уточнялось финансовое обеспечение реализации положений подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее - Указ N 604) (ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек).
Проект федерального бюджета на 2015-2017 годы предусматривает бюджетные ассигнования на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме 202,9 млрд. рублей, 207,0 млрд. рублей, 186,9 млрд. рублей соответственно.
В соответствии с общими подходами к формированию бюджетных проектировок расходы на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации сокращены в 2016 году на 4,3 млрд. рублей, в 2017 году на 25,3 млрд. рублей.
Вместе с тем из дополнительно полученных сведений усматривается, что выделенные бюджетные ассигнования на оплату труда, позволяют содержать только фактическую (списочную) численность гражданского персонала, которая ниже утвержденной штатной. Указанные обстоятельства делают невозможным укомплектование вакантных должностей. В связи с чем имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях.
В соответствии Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" с 1 января 2015 года упраздняется Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Однако усматривается, что проектом федерального бюджета не предусмотрены расходы, связанные с реализацией указанного Указа Президента Российской Федерации (по организационно-штатным вопросам, вопросам, связанным с финансовым обеспечением увольнения работников и государственных служащих, передачи функций Рособоронпоставки и Рособоронзаказа федеральным органам исполнительной власти и др.).
Между тем в Реестре расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета по коду 092 "Министерство финансов Российской Федерации" зарезервированы по разделу 02 "Национальная оборона" бюджетные ассигнования на 2015-2017 годы на расходы на обеспечение функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" в суммах 5,5 млрд. рублей, 5,4 млрд. рублей, 4,9 млрд. рублей соответственно без указания конкретного предназначения.
3.1.3. Проектом федерального бюджета предусмотрено выделить на вещевое обеспечение на 2015-2017 годы бюджетные ассигнования в суммах 14,7 млрд. рублей, 14,4 млрд. рублей, 13,8 млрд. рублей соответственно.
В настоящее время в Вооруженных Силах продолжается поэтапный переход на обеспечение военнослужащих формой одежды нового образца с улучшенными эксплуатационными характеристиками.
При этом, исходя из полученных сведений, имеется дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2015 год 29,3 млрд. рублей, на 2016 год 23,2 млрд. рублей, на 2017 год 31,3 млрд. рублей.
3.1.4. Проектом федерального бюджета Минобороны России на 2015-2017 годы на приобретение специального топлива и горюче-смазочных материалов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 63,8 млрд. рублей, 62,5 млрд. рублей, 58,9 млрд. рублей соответственно.
3.1.5. Проектом федерального бюджета на 2015-2017 годы на транспортные Минобороны России предусмотрено 20,6 млрд. рублей ежегодно.
В рамках транспортных расходов предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2015-2017 годах в суммах 480,7 млн. рублей, 504,07 млн. рублей и 527,6 млн. рублей соответственно.
Проектом федерального бюджета на 2015-2017 годы как и Федеральным законом N 349-ФЗ не предусмотрены расходы на возобновление проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно независимо от места прохождения такими военнослужащими военной службы. Вместе с тем в целях обеспечения престижа военной службы необходимость спланировать такие расходы на предстоящий период сохраняется.
3.1.6. На реализацию накопительно-ипотечной системы в 2015-2017 годах предусмотрены бюджетные ассигнования в суммах 81,5 млрд. рублей, 38,4 млрд. рублей и 39,9 млрд. рублей соответственно.
3.2. Бюджетные ассигнования по подразделу 03 "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" (открытая часть) в составе расходов федерального бюджета составят в 2015 году 5,9 млрд. рублей, в 2016-2017 годах по 5,9 млрд. рублей и 5,7 млрд. рублей соответственно.
3.3. Подразделы 04 "Мобилизационная подготовка экономики" и 06 "Ядерно-оружейный комплекс" открытой частью проекта федерального бюджета не предусмотрены.
3.4. Бюджетные ассигнования по подразделу 07 "Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества" (открытая часть) в 2015 году составят 1,19 млрд. рублей, а в 2016 и 2017 1,15 и 1,13 млрд. рублей соответственно.
3.5. Бюджетные ассигнования по подразделу 08 "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" (открытая часть) составят в 2015 году 17,7 млрд. рублей, что превышает расходы в 2014 году на более, чем 3,7 млрд. рублей, в 2016-2017 годах сумма указанных ассигнований составит 17,7 млрд. рублей и 13,8 млрд. рублей соответственно.
3.6. Бюджетные ассигнования по подразделу 09 "Другие вопросы в области национальной обороны" (открытая часть) предусматривают в 2015 году в сумме 158,05 млрд. рублей, что больше на 22,65 млрд. рублей, чем в 2014 году (135,4 млрд. рублей), в 2015 и 2016 годах - 111,8 млрд. рублей и 98,7 млрд. рублей соответственно.
3.7. Проектом федерального бюджета в 2015-2017 годах на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры Минобороны России предусмотрено 57,5 млрд. рублей, 56,3 млрд. рублей, 52,9 млрд. рублей соответственно.
На капитальный ремонт объектов инфраструктуры Минобороны России проектом федерального бюджета на 2015-2017 годы предусмотрено 5,2 млрд. рублей ежегодно.
3.8. Проектом федерального бюджета на 2015-2017 годы также предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на расходы в сфере жилищного обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
3.8.1. Законопроектом в структуре ведомственных расходов Минобороны России по разделу 05 "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены бюджетные ассигнования на Строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по иным непрограммным мероприятиям в рамках непрограммного направления деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти" (бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа) в 2015 году в сумме 9,5 млрд. рублей, в 2016 - 2017 годах ассигнований на эти цели не предусмотрено.
3.8.2. Согласно пояснительной записке федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в соответствии с Указом N 604 особое внимание будет уделено мероприятиям по формированию фонда служебного жилья для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями и помещениями в общежитиях, а также строительству и приобретению жилых помещений для постоянного проживания. На эти цели указанной адресной программой предусмотрено в 2015 году - 11,0 млрд. рублей, в 2016 году - 2,7 млрд. рублей, в 2017 году - 2,6 млрд. рублей.
Согласно приложению N 9 к пояснительной записке к законопроекту дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений подпункта "д" пункта 1 Указа N 604 (ежегодное, в течение пяти лет, увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не менее чем на 50 тыс. человек) запланированы в суммах: в 2015 году - 76 987,2 млн. рублей, в 2016 году - 113 095,3 млн. рублей, в 2017 году - 101 842,9 млн. рублей.
Вместе с тем бюджетных ассигнований на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями и дальнейшее формирование фонда служебного жилья в 2015-2017 годах проектом федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации не предусмотрено.
Отсутствие в необходимом объеме служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является одним из основных факторов текучести кадров и не позволяет обеспечить комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации данной категорией военнослужащих.
В целях обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями имеется необходимость восстановить финансирование федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту ... (2009-2015 годы)" в объеме 82,0 млрд. рублей.
3.8.3. С 1 января 2014 года Минобороны России реализует решение вопроса жилищного обеспечения военнослужащих путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
На предоставление жилищной субсидии военнослужащим проектом федерального бюджета на 2015-2017 годы Минобороны России предусмотрено выделение средств на 2015 год в сумме 40,0 млрд. рублей.
На 2016-2017 годы проектом федерального бюджета средства на указанные цели не предусмотрены.
3.9. Бюджетные ассигнования по подразделу 10 01 "Пенсионное обеспечение" в структуре ведомственных расходов Минобороны России на 2015 год в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лицам, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, в рамках непрограммного направления деятельности "Развитие пенсионной системы" (Социальное обеспечение и иные выплаты населению), законопроектом предусматриваются в размере 313,95 млрд. рублей.
В соответствии с частью второй статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом N 4468-I, с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% ("понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Указа N 604 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
Частью 9 статьи 9 Федерального закона N 349-ФЗ установлено, что размер указанного денежного довольствия с 1 января 2014 года составляет 60,05%, а с 1 октября 2014 года - 62,12%.
Вместе с тем частью 9 статьи 8 законопроекта предусмотрено, что в 2015 году размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-I, устанавливается на уровне 2014 года (т.е. 62,12% от размера этого денежного довольствия). Увеличение размера указанного денежного довольствия на 2% законопроектом предусмотрено с 1 января 2016 года и на 2% с 1 января 2017 года, что согласно пояснительной записке к законопроекту увеличивает расходы по данному направлению в 2016 году - на 40 762,6 млн. рублей и в 2017 году на 54 772,7 млн. рублей.
При этом действие части второй статьи 43 Закона N 4468-I предлагается приостановить (законопроект N 611455-6 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный одновременно с данным законопроектом) до 1 января 2016 года. Согласно пояснительной записке одновременно предполагается приостановление действия подпункта "г" пункта 1 Указа N 604. Между тем проекта соответствующего правового акта к законопроекту не представлено.
Финансовая оценка реализации в 2015 году предлагаемой к приостановлению действия части второй статьи 43 Закона N 4468-I составляет около 19,2 млрд. рублей, из них по Минобороны России - 9,5 млрд. рублей.
При этом, как отмечалось выше, с 1 октября 2015 года законопроектом предусмотрена индексация денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на 5,5%, что приведет с 1 октября 2015 года к увеличению размера пенсий, назначенных в соответствии с Законом N 4468-I, до уровня инфляции, устанавливаемого законопроектом.
Произведенное в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона N 349-ФЗ увеличение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военных" пенсий, позволило повысить в 2014 году размеры указанных пенсий в среднем на 7%, что на 2% превышает прогнозный уровень инфляции на 2014 год (5,0%), установленный указанным Федеральным законом. С учетом этого, увеличение указанного "понижающего коэффициента" на 2 пункта ведет к повышению пенсий в среднем на 3,35%. Таким образом, в случае если указанные положения части второй статьи 43 Закона N 4468-I и подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 были бы учтены в данном законопроекте, размер пенсий, назначаемых в соответствии с Законом N 4468-I, превысил бы в 2015 году прогнозируемый уровень инфляции, установленный законопроектом. В свою очередь увеличение размера "военных" пенсий только за счет индексации денежного довольствия военнослужащих позволит довести такой размер только до уровня инфляции, установленного законопроектом N 611445-6, что не соответствует подпункту "г" пункта 1 Указа N 604.
Между тем указанная норма статьи 43 Закона N 4468-I (в части ежегодного увеличения на 2% размера указанного денежного довольствия) является важной социальной мерой, гарантированной военнослужащим и военным пенсионерам государством, и связана с введением с 1 января 2012 года так называемого "понижающего коэффициента 0,54" в связи с переходом на новую систему обеспечения военнослужащих денежным довольствием и одновременным значительным увеличением его размеров. Неприменение в законопроекте части второй статьи 43 Закона N 4468-I в части увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, назначаемых в соответствии с Законом N 4468-I, значительно обострит проблему пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц.
Установленное указанной нормой Закона N 4468-I увеличение денежного довольствия является самостоятельной мерой социальной защиты военных пенсионеров и направлено на достижение такого уровня пенсионного обеспечения, при котором при назначении соответствующих пенсий будет учитываться 100% размера денежного довольствия военнослужащих, указанного в статье 43 Закона N 4468-I. При таких обстоятельствах указанное увеличение размера пенсий не может быть заменено индексацией денежного довольствия военнослужащих, поскольку указанный "понижающий коэффициент" фактически не увеличивается.
По мнению Комитета по обороне, приостановление действия указанных положений Закона N 4468-I и Указа N 604 фактически дискредитирует гарантированный государством достигнутый уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, при котором военные пенсионеры могли рассчитывать на пересчет пенсионных выплат сверх инфляции.
Вместе с тем, по имеющимся сведениям при определении предельных объемов бюджетных ассигнований на 2015 год Минфином России произведено уточнение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2015 год с учетом объема бюджетных ассигнований, необходимого для досчета бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, а также "военных" пенсий в связи с ростом прогнозируемого уровня инфляции в 2015 году с 4,5% до 5%. В целях реализации положения Указа N 604 в части указанного ежегодного увеличения "военных" пенсий (не менее чем на 2% сверх уровня инфляции) при определении бюджетных ассигнований на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов указанное денежное довольствие при пересчете пенсий военным пенсионерам учитывалось с 1 января 2015 года в размере - 64,12%.
С учетом этого Минфином России в дополнение к ранее доведенным предельным объемам бюджетных ассигнований (исх. от 10 июля 2014 года N 16-01-08/33028) доведены бюджетные ассигнования на 2015 год в рамках непрограммного направления деятельности "Развитие пенсионной системы" на выплату пенсий военнослужащим в сумме 313,3 млрд. рублей (сумма с учетом увеличения получателей пенсии более чем на 36 тыс. человек в связи с образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь).
Как отмечалось выше законопроектом среди ведомственных расходов по Минобороны России на 2015 год предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату пенсий военнослужащим в сумме 313,95 млрд. рублей (с учетом досчета до прогнозируемого уровня инфляции 5,5%), то есть без учета экономии в связи с предлагаемым приостановлением действия части второй статьи 43 Закона N 4468-I в сумме 9,5 млрд. рублей.
Кроме того, согласно приложению N 9 к пояснительной записке к законопроекту на финансовое обеспечение реализации положений подпункта "г" пункта 1 Указа N 604 (ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции) запланированы дополнительные бюджетные ассигнования в суммах: в 2015 году - 64 739,5 млн. рублей, в 2016 году - 97 847,5 млн. рублей, в 2017 году - 134 782,0 млн. рублей, а всего в этих целях - 297 369,0 млн. рублей, что не согласуется с отельными положениями пояснительной записки и текстом законопроекта относительно пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц.
В целях разрешения указанной проблемы Комитет полагает возможным поддержать предложение Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, которое заключается в применении указанных норм в части 9 статьи 8 законопроекта и одновременном установлении положения, при котором денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-I, не будет подлежать в 2015 году увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), установленного законопроектом.
4. Бюджетные ассигнования на 2016-2017 годы в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены по федеральным целевым программам указанной государственной программы Российской Федерации:
"Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" - на исследования в области разработки вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения в рамках государственного оборонного заказа вне рамок государственной программы вооружения в объемах 7,43 млрд. рублей, 8,05 млрд. рублей, 4,9 млрд. рублей соответственно; на закупку вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне рамок государственной программы вооружения в объемах 1,16 млрд. рублей,2,2 млрд. рублей, 2,0 млрд. рублей соответственно;
"Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" (только на 2015 год) - на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа - 3,6 млрд. рублей; на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд) - 5,88 млн. рублей.
Выводы:
1. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. По разделу 02 "Национальная оборона" бюджетные ассигнования предусмотрены по непрограммному направлению деятельности "Реализация функций иных федеральных органов государственной власти", а также по 8 государственным программам Российской Федерации. При этом государственная программа Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" до настоящего времени не утверждена.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" на 2015-2017 годы предусмотрены в суммах 3 286,8 млрд. рублей, 3 113,24 млрд. рублей и 3 237,82 млрд. рублей соответственно.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" (открытая часть) на 2015-2017 годы предусмотрены в суммах 993 640,1 млн. рублей, 980 429,8 млн. рублей и 889 710 314,1 млн. рублей.
3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП в 2015 году составит 4,2%, в 2016 и 2017 годах - 3,7 % и 3,6% соответственно, что превышает параметр 2014 года (3,4%).
Удельный вес расходов на национальную оборону в общем объеме расходов федерального бюджета в 2015 году составит 21,2%, в 2016 году - 19,6% и в 2017 году - 19,9%.
4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Структура проекта федерального бюджета на 2016-2017 годы не позволяет полноценно проанализировать расходы, предусмотренные по ряду значительных мероприятий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, в том числе с их оснащением вооружением, военной и специальной техникой, содержанием, тыловым и социальным обеспечением.
6. По мнению Комитета по обороне, структурой бюджетных расходов предусмотренных законопроектом учтены не все требования законодательства и решения руководства страны по вопросам содержания Вооруженных Сил и социальной защиты военнослужащих. При подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо:
6.1. Учесть выделение дополнительных бюджетных ассигнований на:
6.1.1. Реализацию Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" в связи с упразднением с 1 января 2015 года Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Федеральной службы по оборонному заказу;
6.1.2. Тыловые расходы, не позволяющие в полном объеме решать задачи по обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности на вещевое обеспечение военнослужащих на 2015 год 29,3 млрд. рублей, на 2016 год 23,2 млрд. рублей, на 2017 год 31,3 млрд. рублей;
6.1.3. Возобновление проезда на безвозмездной основе военнослужащих и членов их семей один раз в год к местам использования отпуска и обратно;
6.1.4. Оплату труда гражданского персонала, позволяющую содержать не только его фактическую (списочную) численность, а утвержденную штатную;
6.1.5. Восстановление финансирования в целях обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту ... (2009-2015 годы)" в объеме 82,0 млрд. рублей, а также на дальнейшее формирование фонда служебного жилья.
6.2. Учитывая наличие в проекте федерального бюджета на 2016-2017 годы запланированных бюджетных ассигнований на 2015 год на пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, предложить Правительству Российской Федерации в части 9 статьи 8 законопроекта предусмотреть, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-I, устанавливается с учетом увеличения размера указанного денежного довольствия на 2%, то есть 64,12% от размера этого денежного довольствия, а также предусмотреть выполнение требований подпункта "г" пункта 1 Указа N 604. При этом установить, что денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона N 4468-I, не подлежит в 2015 году увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен), установленного законопроектом.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации представлять в Государственную Думу при внесении проекта федерального бюджета проекты нормативных правовых актов предусматривающих внесение изменений (в том числе приостанавливающих действие отдельных положений) в нормативные правовые акты (включая проекты указов Президента Российской Федерации), необеспеченные источниками финансирования в очередном финансовом году.
8. С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении.
Первый заместитель |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.