Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию, рассмотрев проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее Законопроект) в части финансирования сферы образования, отмечает следующее.
1. Согласно пояснительной записке основой для формирования рассматриваемого Законопроекта стали:
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - прогноз);
основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
основные направления налоговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;
государственные программы Российской Федерации.
2. Макроэкономические параметры, используемые при составлении Законопроекта, значительно отличаются от показателей прогноза, положенного в основу федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Большинство ключевых макроэкономических показателей пересмотрены в сторону понижения.
3. Правительство Российской Федерации исходит из того, что важные стратегические решения, связанные с увеличением расходных обязательств постоянного характера, принимались в период значительно более оптимистичных ожиданий в отношении динамики социально-экономического развития, что в нынешних условиях обуславливает необходимость уточнения ряда решений, приводящих к увеличению расходных обязательств Российской Федерации, или изменения сроков их реализации.
4. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах было отмечено, что "Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно. .... Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.".
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах отмечается, что "Не удалось в полной мере обеспечить приоритезацию структуры расходов бюджетной системы и увеличить долю средств, направленных на развитие человеческого капитала и инфраструктуры.". При этом обращается внимание, что "Исчерпание возможностей для наращивания общего объема расходов федерального бюджета требует выявления резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов, прежде всего обеспечивающих решение поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года задач и создающих условия для экономического роста".
5. Общая характеристика Законопроекта
Анализ Законопроекта показывает, что проект федерального бюджета сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в рамках которого большинство макроэкономических показателей, непосредственно влияющих на доходную часть федерального бюджета (в т.ч. объем ВВП, объем экспорта и импорта товаров, прибыль прибыльных организаций, фонд заработной платы), было снижено по сравнению с параметрами прогноза, положенными в основу федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" (таблица 1).
Таблица 1
показатели |
2013 год* |
2014 год** |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
Закон N 349-ФЗ |
Прогноз |
Отклонение |
Закон N 349-ФЗ |
Прогноз |
Отклонение |
Прогноз |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6=5-4 |
7 |
8 |
9=8-7 |
10 |
Цены на нефть марки "Юралс", долл. США/барр. |
107,9 |
104,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
100,0 |
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м |
342 |
321 |
317 |
289 |
-28 |
300 |
282 |
-18 |
278 |
ВВП, млрд. руб. |
66 755 |
72 793 |
79 660 |
77 498 |
-2 162 |
86 837 |
83 208 |
-3 629 |
90 063 |
Рост ВВП, % |
101,3 |
100,5 |
103,1 |
101,2 |
-1,9 |
103,3 |
102,3 |
-1,0 |
103,0 |
Инвестиции, млрд. руб. |
13 256 |
13 538 |
16 577 |
14 442 |
-2 135 |
18 475 |
15 356 |
-3 119 |
16 526 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
315,0 |
291,3 |
345,2 |
299,2 |
-46,0 |
361,7 |
305,5 |
-56,2 |
316,6 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США |
527,3 |
511,2 |
505,0 |
494,2 |
-10,8 |
515,8 |
498,2 |
-17,6 |
507,3 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. руб. |
12 253 |
13 685 |
13 510 |
13 955 |
445 |
15 135 |
14 725 |
-410 |
15 990 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю пред. года |
106,5 |
107,5 |
104,5 |
105,5 |
1,0 |
104,5 |
104,5 |
0,0 |
104,0 |
Курс доллара, рублей за доллар США |
31,8 |
35,7 |
34,3 |
37,7 |
3,4 |
34,9 |
38,7 |
3,8 |
39,5 |
Фонд заработной платы, млрд. руб. |
16 379,3 |
17 800 |
19 464 |
19 022 |
-442 |
21 122 |
20 420 |
-702 |
22 259 |
Объем экспорта нефти, млн. тонн |
236,6 |
230,0 |
237,6 |
227,5 |
-10,1 |
242,6 |
229,5 |
-13,1 |
233,5 |
Объем экспорта природного газа, млрд. куб. м. |
196,4 |
190,5 |
188,3 |
190,0 |
1,7 |
190,3 |
191,0 |
0,7 |
191,5 |
Объем экспорта нефтепродуктов, млн. тонн |
151,7 |
157,0 |
134,8 |
153,5 |
18,7 |
129,1 |
149,0 |
19,9 |
144,2 |
Объем добычи нефти, млн. тонн |
521,7 |
525,3 |
520,0 |
525,0 |
5,0 |
521,0 |
525,0 |
4,0 |
525,0 |
Объем добычи газа, млрд. куб. м. |
667,6 |
657,0 |
682,0 |
672,0 |
-10,0 |
688,0 |
675,0 |
-13,0 |
690,0 |
* 2013 год - отчет.
** 2014 год - оценка (на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации).
На фоне замедления роста реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения происходит замедление и потребительского спроса.
Отрицательно на экономическом положении сказывается повышенный инфляционный фон. Так, уровень потребительской инфляции на 01.09.2014 г. составил 5,6% (к декабрю 2013 года), что выше аналогичного показателя в прошлом году (4,7% на 01.09.2013 г.). На рост потребительских цен оказали влияние ослабление курса рубля, рост мировых цен на ряд продовольственных товаров (молочная продукция, сахар-сырец и т.д.), введение санкций. По итогам года прирост потребительских цен ожидается на уровне 7,5% (против 6,5% в 2013 году), а к 2017 году он должен снизиться до 4%.
Необходимо отметить, что в 2015-2017 годах прогнозируется рост таких показателей, как фонд заработной платы и прибыль прибыльных организаций (в номинальном выражении прирост в 2017 г. к 2014 г. составит 25% и 17% соответственно).
Основные характеристики федерального бюджета сформированы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития (таблица 2).
Таблица 2
Основные характеристики федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
млрд. рублей | |||||||||||
Показатели |
2013 год (отчет) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||||
Закон N 349-ФЗ |
Оценка |
Отклонение |
Закон N 349-ФЗ |
Отклонение |
Закон N 349-ФЗ |
Законопроект |
Отклонение |
Законопроект |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10 |
11=10-9 |
12 |
Доходы, всего |
13 019,9 |
14 238,8 |
14 069,5 |
-169,3 |
14 564,9 |
15 082,4 |
517,4 |
15 905,7 |
15 795,5 |
-110,2 |
16 547,8 |
%% к ВВП |
19,5 |
19,9 |
19,4 |
-0,5 |
18,3 |
19,5 |
1,2 |
18,3 |
19,0 |
0,7 |
18,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
6 534,0 |
7 480,2 |
7 296,2 |
-184,0 |
6 818,6 |
7 717,2 |
898,6 |
6 843,1 |
8 032,0 |
1 188,9 |
8 207,9 |
%% к ВВП |
9,8 |
10,5 |
10,0 |
-0,4 |
8,6 |
10,0 |
1,4 |
7,9 |
9,7 |
1,8 |
9,1 |
Ненефтегазовые доходы |
6 485,9 |
6 758,6 |
6 773,3 |
14,7 |
7 746,3 |
7 365,1 |
-381,2 |
9 062,6 |
7 763,5 |
-1 299,1 |
8 339,9 |
%% к ВВП |
9,7 |
9,5 |
9,3 |
-0,1 |
9,7 |
9,5 |
-0,2 |
10,4 |
9,3 |
-1,1 |
9,3 |
Расходы, всего |
13 342,9 |
13 960,1 |
13 960,1 |
0,0 |
15 361,5 |
15 513,1 |
151,5 |
16 392,2 |
16 271,8 |
-120,4 |
17 088,7 |
%% к ВВП |
20,0 |
19,5 |
19,2 |
-0,3 |
19,3 |
20,0 |
0,7 |
18,9 |
19,6 |
0,7 |
19,0 |
в том числе условно утверждаемые |
- |
- |
- |
- |
384,0 |
- |
-384,0 |
819,6 |
406,8 |
-412,8 |
854,4 |
%% к общему объему расходов |
- |
- |
- |
- |
2,5 |
- |
-2,5 |
5,0 |
2,5 |
-2,5 |
5,0 |
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-323,0 |
+278,6 |
+109,3 |
-169,3 |
-796,6 |
-430,7 |
+365,9 |
-486,5 |
-476,3 |
+10,2 |
-540,9 |
%% к ВВП |
-0,5 |
0,4 |
0,2 |
-0,2 |
-1,0 |
-0,6 |
0,4 |
-0,6 |
-0,6 |
0,0 |
-0,6 |
Ненефтегазовый дефицит |
- 6 857,0 |
- 7 201,5 |
- 7186,8 |
-14,7 |
-7 615,2 |
-8 148,0 |
-532,7 |
-7 329,6 |
-8 508,3 |
-1 178,7 |
- 8 748,8 |
%% к ВВП |
-10,3 |
-10,1 |
-9,9 |
0,2 |
-9,6 |
-10,5 |
-1,0 |
-8,4 |
-10,2 |
-1,8 |
-9,7 |
В целом же вследствие снижения доли нефтегазового сектора в экономике нефтегазовые доходы федерального бюджета в процентах к ВВП в среднесрочной перспективе имеют тенденцию к сокращению (таблица 3).
Таблица 3
Динамика доходов федерального бюджета на 2015 год и плановый период
млрд. рублей | ||||||
Показатель |
2014 год оценка |
2015 год |
2016 год |
2017 год (Законопроект) |
||
Закон N 349-ФЗ |
Закон N 349-ФЗ |
Законопроект |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доходы, всего |
14 069,5 |
14 564,9 |
15 082,4 |
15 905,7 |
15 795,5 |
16 547,8 |
в %% ВВП |
19,4 |
18,3 |
19,5 |
18,3 |
19,0 |
18,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
7 296,2 |
6 818,6 |
7 717,2 |
6 843,1 |
8 032,0 |
8 207,9 |
в %% ВВП |
10,0 |
8,6 |
10,0 |
7,9 |
9,7 |
9,1 |
Ненефтегазовые доходы |
6 773,3 |
7 746,3 |
7 365,1 |
9 062,6 |
7 763,5 |
8 339,9 |
в %% ВВП |
9,3 |
9,7 |
9,5 |
10,4 |
9,3 |
9,3 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
51,9 |
46,8 |
51,2 |
43,0 |
50,8 |
49,6 |
Ненефтегазовые доходы |
48,1 |
53,2 |
48,8 |
57,0 |
49,2 |
50,4 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
108,1 |
102,3 |
107,2 |
109,2 |
104,7 |
104,5 |
В частности, снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2015 - 2017 годах по отношению к 2014 году обусловлено прогнозируемым снижением цены на нефть марки "Юралс", экспортных цен на газ природный, объемов добычи нефти, объемов экспорта товаров, выработанных из нефти, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа природного, объемов добычи газа горючего природного.
6. Бюджетные ассигнования по разделу "Образование".
Бюджетные ассигнования по разделу "Образование" запланированы в 2015 году в сумме 618 946,0 млн. рублей (95,3 % к предыдущему году), в 2016 году - 636 577,3 млн. рублей (102,8%), в 2017 году - 669 197,1 млн. рублей (105,1%).
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела составляет в 2014 году 0,9%, в 2015 году - 0,8%, в 2016 году - 0,8% и в 2017 году - 0,7 процента.
Доля раздела "Образование" в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2014 годом (4,6%) уменьшается и составляет в 2015 году - 4,0%, в 2016 году - 4,0% и в 2017 году - 4,1 процента.
В части раздела "Образование" сравнительные данные плановых объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета представлены в таблице 4.
Таблица 4
Плановые бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Образование", сравнение проектов бюджетов на 2014-2016 годы и на 2015-2017 годы.
|
|
2013 год факт |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Раздел "Образование", всего |
Проект 2014-2016 |
687 532,5 |
623 465,4 |
639 183,8 |
|
Проект 2015-2017 |
|
592 382,4 |
612 888,9 |
646 184,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
Подраздел "Дошкольное образование" |
Проект 2014-2016 |
58 321,7 |
5 907,6 |
6 089,3 |
|
Проект 2015-2017 |
|
5 289,5 |
9 417,9 |
8 629,6 |
|
Подраздел "Общее образование" |
Проект 2014-2016 |
67 040,2 |
19 930,1 |
13 855,5 |
|
Проект 2015-2017 |
|
36 681,8 |
24 012 091,0 |
31 302,6 |
|
Подраздел "Среднее профессиональное образование" |
Проект 2014-2016 |
4 924,0 |
9 282,3 |
9 895,7 |
|
Проект 2015-2017 |
|
8 963,4 |
8 076,9 |
8 134,6 |
|
Подраздел "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" |
Проект 2014-2016 |
6 969,7 |
8 147,9 |
8 057,1 |
|
Проект 2015-2017 |
|
7 825,7 |
7 694,3 |
7 859,6 |
|
Подраздел "Высшее и послевузовское профессиональное образование" |
Проект 2014-2016 |
507 912,4 |
540 909,6 |
558 963,1 |
|
Проект 2015-2017 |
|
509 710,9 |
528 098,6 |
553 421,7 |
|
Подраздел "Молодежная политика и оздоровление детей" |
Проект 2014-2016 |
5 582,0 |
712,9 |
698,9 |
|
Проект 2015-2017 |
|
833,7 |
701,8 |
761,2 |
|
Подраздел "Прикладные научные исследования в области образования" |
Проект 2014-2016 |
10 237,8 |
30 366,0 |
31 700,9 |
|
Проект 2015-2017 |
|
14 421,6 |
13 727,0 |
13 763,6 |
|
Подраздел "Другие вопросы в области образования" |
Проект 2014-2016 |
21 818,5 |
8 208,9 |
9 923,2 |
|
Проект 2015-2017 |
|
8 655,9 |
21 159,7 |
22 311,7 |
Объем бюджетных ассигнований по сравнению с предыдущим годом уменьшен в 2015 году на 30 840,3 млн. рублей, увеличен в 2016 году на 17 631,3 млн. рублей и в 2017 году на 32 619,7 млн. рублей.
Изменения объемов бюджетных ассигнований, обусловленные общими подходами к формированию проекта федерального бюджета (уровень инфляции, курс долл. США по отношению к рублю, решения по оптимизации расходов и др.), увеличили расходы по данному направлению в 2015 году на 4 324,1 млн. рублей, в 2016 году на 110,7 млн. рублей и в 2017 году на 1 574,3 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по разделу повлияло:
уточнение бюджетных ассигнований, предусмотренных на повышение оплаты труда педагогических работников федеральных образовательных учреждений, с учетом изменения подходов к их расчету в связи с изменениями темпов повышения заработной платы по сравнению с ранее запланированными параметрами и достигнутого результата в 2013-2014 годах;
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" в 2015 году в сумме 7 655,7 млн. рублей, в 2016 году - 12 905,3 млн. рублей, в 2017 году - 13 386,7 млн. рублей, включая мероприятия, направленные на развитие региональных систем образования, реконструкцию объектов Крымского федерального университета и международного детского центра "Артек";
выделение дополнительных бюджетных ассигнований на строительство объекта Сибирского федерального университета, необходимого для проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске, (многофункциональный центр деревни Универсиады), в 2016-2017 годах в сумме 304,6 млн. рублей ежегодно.
При этом увеличение бюджетных ассигнований в 2017 году по сравнению с 2016 годом обусловлено увеличением бюджетных ассигнований:
на реализацию указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 в сумме 22 013,4 млн. рублей;
на реализацию федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы)" в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года в соответствии с объемом, утвержденным паспортом федеральной целевой программы.
Уменьшение бюджетных ассигнований по данному разделу обусловлено сокращением межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на:
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования, в сумме 50 000,0 млн. рублей;
софинансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 4 370,0 млн. рублей (в целях приведения источников данных расходов в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации).
Кроме того, уменьшение расходов по разделу связано с завершением в 2014 году мероприятий в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" в сумме 4 000,0 млн. рублей.
7. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию в 2014-2017 годах государственной программы "Развитие образования".
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в различных сферах регулирования являются государственные программы Российской Федерации. В ближайшей перспективе предстоит обеспечить их дальнейшую интеграцию в бюджетный процесс, а также сформировать объективную и достоверную систему оценки эффективности их реализации, особенно в части эффективности бюджетных расходов, с тем, чтобы результаты такой оценки могли учитываться при формировании проекта федерального бюджета на последующие периоды.
Среди мер по повышению эффективности оказания государственных услуг будет предусмотрена взаимосвязь государственных программ с государственными заданиями на их оказание, сводные показатели которых будут включаться в состав индикаторов подпрограмм, а параметры государственных заданий будут формироваться в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих подпрограмм.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2013 года Президент Российской Федерации обращал внимание на необходимость своевременной корректировки государственных программ: "Уважаемые коллеги, я перехожу к очень важной и ответственной теме. Считаю, что нельзя строить политику по формальному принципу. Да, конечно, мы с вами хорошо знаем, экономическая конъюнктура может меняться, она и меняется. Но это не повод говорить о ревизии целей. Нужно заниматься делом и искать решения, чётко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Прошу актуализировать все государственные программы."
Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы в 2014-2017 годах представлены в таблице 5.
Таблица 5
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2014 год (Закон N 349-ФЗ) |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Изменение к предыдущему году, % |
Проект |
Изменение к предыдущему году, % |
Проект |
Изменение к предыдущему году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 = 4/3 х 100 |
6 |
7 = 6/4 х 100 |
8 |
9 = 8/6 х 100 |
Всего |
418 987,7 |
462 400,1 |
423 931,6 |
91,7 |
448 091,4 |
105,7 |
473 531,1 |
105,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие профессионального образования" |
385 245,4 |
387 888,6 |
402 207,5 |
103,7 |
424 615,2 |
105,6 |
448 975,1 |
105,7 |
Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" |
16 782,5 |
56 684,7 |
4 431,0 |
7,8 |
3 736,7 |
84,3 |
3 584,3 |
95,9 |
Подпрограмма "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" |
938,5 |
1 087,8 |
965,8 |
88,8 |
962,3 |
99,6 |
991,4 |
103,0 |
Подпрограмма "Вовлечение молодежи в социальную практику" |
725,1 |
753,3 |
621,2 |
82,5 |
611,0 |
98,4 |
665,0 |
108,8 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации и прочие мероприятия в области образования" |
1 650,5 |
1 695,0 |
1 710,6 |
100,9 |
18 166,2 |
1 061,9 |
19 315,3 |
106,3 |
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы |
13 248,3 |
13 893,5 |
13 645,3 |
98,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы |
397,4 |
397,4 |
350,2 |
88,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 г.
В проекте федерального бюджета бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие образования" в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 38 468,5 млн. рублей, в 2016 году к уровню 2015 года увеличены на 24 159,8 млн. рублей, в 2017 году относительно 2016 года - на 25 439,7 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по государственной программе повлияли:
увеличение в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" бюджетных ассигнований на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 (в 2015 году - на 2 846,8 млн. рублей, в 2016 году - на 23 097,5 млн. рублей, в 2017 году - на 22 013,4 млн. рублей), на научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в интересах Правительства Российской Федерации (в 2015 году - на 250,0 млн. рублей, в 2016 году - на 247,2 млн. рублей, в 2017 году - на 243,4 млн. рублей);
уменьшение в рамках подпрограммы "Развитие профессионального образования" бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (в 2015 году - на 1 485,9 млн. рублей, в 2016 году - на 4 265,7 млн. рублей, в 2017 году - на 1 351,3 млн. рублей);
завершение в 2014 году в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования (50 000,0 млн. рублей в 2014 году) и мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом (1 800,0 млн. рублей в 2014 году).
Счетная палата Российской Федерации* указывает на то, что в Государственной программе развития образования не учтено положение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 в части того, что 50% из детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Счетная палата Российской Федерации также отмечает необходимость актуализации государственной программы "Развитие образования", в частности обращает внимание на то, что "значения ряда показателей, остаются неизмененными на протяжении длительного периода, при этом финансовое обеспечение указанных мероприятий продолжается. При изменении наименования показателей, их плановые значения, отраженные в редакции ГПРО 2014 года остаются неизменными по сравнению с редакцией 2013 года и т.д.". Принятые в 2014 году стратегические документы по модернизации педагогического образования, развитию математического образования и другие не нашли отражения в действующей редакции государственной программы "Развитие образования".
8. Расходы федерального бюджета в части образования на реализацию приоритетных национальных проектов на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Расходы федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов отражены в таблице 6.
Таблица 6
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
Закон N 349-ФЗ |
Отклонения от Закона |
Закон N 349-ФЗ |
Проект |
Отклонения от Закона |
Проект |
Отклонения от Проекта 2016 года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10=9-7 |
Всего расходов на приоритетные национальные проекты |
245 969,4 |
123 953,5 |
139 254,1 |
15 300,6 |
66 718,2 |
83 979,5 |
17 261,3 |
59 674,6 |
-24 304,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПНП "Образование" |
68 130,2 |
17 360,0 |
19 313,1 |
1 953,1 |
18 860,0 |
19 619,5 |
759,5 |
20 268,6 |
649,1 |
%% к ВВП |
0,09 |
0,02 |
0,03 |
-0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,0 |
0,02 |
0,0 |
доля в общем объеме расходов, % |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
ПНП "Здоровье" |
110 726,2 |
33 899,2 |
33 854,1 |
-45,1 |
33 499,2 |
32 785,0 |
-714,2 |
32 785,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
0,15 |
0,04 |
0,04 |
0,0 |
0,04 |
0,04 |
0,0 |
0,04 |
0,0 |
доля в общем объеме расходов, % |
0,8 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" |
67 113,0 |
72 694,3 |
86 086,9 |
13 392,6 |
14 359,0 |
31 575,0 |
17 216,0 |
6 621,0 |
-24 954,0 |
%% к ВВП |
0,09 |
0,09 |
0,11 |
0,02 |
0,02 |
0,04 |
0,02 |
0,01 |
-0,03 |
доля в общем объеме расходов, % |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,04 |
-0,2 |
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2014 г.
Бюджетные ассигнования на реализацию национального проекта "Образование" запланированы в 2015 году в сумме 19 313,1 млн. рублей (28,3% к предыдущему году), в 2016 году - 19 619,5 млн. рублей (101,6%), в 2017 году - 20 268,6 млн. рублей (103,3%).
Доля расходов на реализацию национального проекта "Образование" в общем объеме расходов федерального бюджета по сравнению с 2014 годом (0,5%) уменьшается и составляет в 2015-2017 годах 0,1% ежегодно.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов на реализацию национального проекта "Образование" составляет в 2014 году 0,09%, в 2015 году - 0,03%, в 2016 - 2017 годах - 0,02% ежегодно.
Основным фактором, повлиявшим на изменение объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" по сравнению с 2014 годом, является завершение проекта по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации программ модернизации региональных систем дошкольного образования в сумме 50,0 млрд. рублей.
При этом по направлению национального проекта "Повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов" в связи с окончанием пятилетнего периода государственной поддержки программ развития федеральных университетов, бюджетные ассигнования в 2015 году в сумме 4 500,0 млн. рублей, в 2016 году - 5 312,8 млн. рублей перераспределены Минобрнауки России на мероприятие, связанное с развитием ведущих университетов, предусматривающие повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, учитывая необходимость вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов в целях реализации Указа N 599.
9. Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в части образования.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
При формировании расходов на реализацию Указа учитывались общие подходы к формированию проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Информация о расходах федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в части образования представлена в таблице 7:
Информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на реализацию в 2015-2017 годах Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606 и поручениях по их реализации в части образования.
Таблица 7
|
|
|
|
Объемы бюджетных ассигнований |
|||
|
Дата и номер Указа |
NN пункта, подпункта, абзаца Указа |
Наименование |
Проект |
Проект |
Итого: 2015-2017 годы |
|
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" | |||||||
|
7 мая 2012 г. N 597 |
По подпункту "а" пункта 1, абзацы 3-6 |
1. Правительству Российской Федерации: а) обеспечить: доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования ... до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы ... преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования . до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; |
41 104,3 |
64 201,8 |
86 215,2 |
191 521,3 |
|
7 мая 2012 г. N 597 |
По подпункту "а" пункта 1, абзац 5 |
доведение к 2018 году средней заработной платы ... работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; |
7 663,1 |
8 391,2 |
8 249,0 |
24 303,3 |
|
7 мая 2012 г. N 597 |
По подпункту "а" пункта 1, абзац 6 |
повышение к 2018 году средней заработной платы ... научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; |
5 173,5 |
16 476,7 |
16 505,3 |
38 155,5 |
|
7 мая 2012 г. N 597 |
По подпункту "а" пункта 1, абзац 8 |
создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; |
963,7 |
0,0 |
0,0 |
963,7 |
|
7 мая 2012 г. N 597 |
г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов; |
200,0 |
0,0 |
0,0 |
200,0 |
|
|
7 мая 2012 г. N 597 |
л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; |
690,0 |
676,2 |
676,2 |
2 042,4 |
|
|
7 мая 2012 г. N 597 |
|
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы |
80 000,0 |
97 000,0 |
126 490,9 |
303 490,9 |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" | |||||||
|
7 мая 2012 г. N 599 |
повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично"; |
7 617,6 |
7 873,6 |
8 256,2 |
23 747,4 |
|
|
7 мая 2012 г. N 599 |
разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров; |
16 500,0 |
17 792,8 |
19 421,8 |
53 714,6 |
|
|
7 мая 2012 г. N 599 |
По абзацу второму подпункта "б" и по абзацу второму подпункта "г" пункта 1: |
б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки: увеличение объемов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами; г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки: увеличение к 2018 году общего объема финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей; |
7 179,1 |
9 187,0 |
8 787,0 |
25 153,1 |
Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указа Президента РФ N 596, по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 349-ФЗ, в 2015 году увеличены на 3 770,0 млн. рублей, в 2016 году - на 29 105,4 млн. рублей.
Дополнительные бюджетные ассигнования в 2015 году на финансовое обеспечение реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597) запланированы в сумме 151 097,1 млн. рублей, в 2016 году - 215 545,8 млн. рублей, в 2017 году - 275 164,6 млн. рублей. Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указа N 597 в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличены на 64 448,7 млн. рублей, в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 59 618,8 млн. рублей.
Основное влияние на динамику расходов оказывает объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на повышение оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, установленных Указом N 597 и указами Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688. При формировании проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов объем указанных бюджетных ассигнований уточнен с учетом изменения подходов к их расчету, достигнутого результата повышения оплаты труда в 2013-2014 годах по итогам официального статистического наблюдения, прогноза социально-экономического развития на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и решений, принятых на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период 11 сентября 2014 года.
Кроме того, на изменение объемов на финансовое обеспечение реализации положений Указа N 597 повлияло выделение дополнительных бюджетных ассигнований в 2015 году на создание в малых городах не менее пяти центров культурного развития в сумме 200,0 млн. рублей и на разработку и утверждение профессиональных стандартов в сумме 200,0 млн. рублей.
Дополнительные бюджетные ассигнования в 2015 году на финансовое обеспечение реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (далее - Указ N 599) запланированы в сумме 31 296,7 млн. рублей, в 2016 году - 34 853,4 млн. рублей, в 2017 году - 36 465,0 млн. рублей.
Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации положений Указа N 599 в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличены на 3 556,7 млн. рублей, в 2017 году по сравнению с 2016 годом - на 1 611,6 млн. рублей.
На динамику расходов на финансовое обеспечение реализации положений Указа N 599 повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований на развитие ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди мировых научно-образовательных центров, в связи с необходимостью вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
увеличение бюджетных ассигнований в целях доведения к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей. По сравнению с базовым показателем 2011 года финансовое обеспечение государственных научных фондов увеличилось соответственно: в 2015 году на 7 179,1 млн. рублей, в 2016 году на 9 187,0 млн. рублей и в 2017 году на 8 787,0 млн. рублей;
завершение мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.
Исходя из положений Бюджетных посланий Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а так же учитывая замечания Счетной палаты Российской Федерации Комитет отмечает, что:
1. Снижение уровня расходов федерального бюджета по разделу "Образование" недопустимо (в Законопроекте заложено существенное снижение как в % к общему объему расходов, так и в % к ВВП).
Объем расходов федерального бюджета по разделу "Образование"
Таблица 8
Наименование |
2014 год* |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
Закон N 349-ФЗ |
Отклонение |
Закон N 349-ФЗ |
Проект |
Отклонение |
Проект |
Отклонение от Проекта 2016 года |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
6 |
7 |
8=7-6 |
9 |
10=9-7 |
Образование |
649 786,3 |
606 390,4 |
618 946,0 |
12 555,6 |
620 467,1 |
636 577,3 |
16 110,2 |
669 197,1 |
32 619,8 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,0 |
0,7 |
0,8 |
0,1 |
0,7 |
-0,1 |
доля в общем объеме расходов, % |
4,6 |
4,0 |
4,0 |
0,0 |
4,0 |
4,0 |
0,0 |
4,1 |
0,1 |
2. Приоритетом бюджетной политики должно стать безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций, выполнению указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на что, в том числе, указывается и в документах Законопроекта.
Вместе с тем:
2.1. из Приложения N 9 к пояснительной записке видно, что законопроектом не предусмотрены в должном объеме средства федерального бюджета на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 в части увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов, при условии, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Расчеты, проведенные для условий, установленных в Указе Президента Российской Федерации, и учитывающие проведение двух занятий только в учебные недели при стоимости занятий для одного ученика 100 рублей, указывают на необходимость предусмотреть в бюджете дополнительно сумму 56 млрд. 700 млн. рублей, которую необходимо планировать в 2015 и последующие годы.
2.2. Для исполнения поручений Президента Российской Федерации по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет требуется пролонгация финансирования модернизации региональных систем дошкольного образования, по крайней мере, на 2015 и 2016 годы. В проекте бюджета необходимо предусмотреть дополнительно предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на реализацию программ (проектов) развития дошкольного образования на уровне 2014 года в сумме 50 млрд. рублей.
3. Проект по реализации региональных программ модернизации систем общего образования, инициированный Президентом России В.В. Путиным, явился ключевым для формирования современной образовательной среды в системе общего образования и создал реальные предпосылки для повышения качества общего образования в Российской Федерации.
В Послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин однозначно заявил: "Есть ещё одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия идут во многих школах в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие 5-6 лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастёт на миллион. Обращаюсь к Правительству, Федеральному Собранию, региональным властям - нам нужно оценить масштаб этой проблемы. Предусмотреть эффективные решения, в том числе надо так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу".
Во исполнение пункта 5, подпункт 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3068 Правительством Российской Федерации подготовлен Доклад об оценке с учетом прогноза демографической ситуации потребности в увеличении количества мест в общеобразовательных организациях и предложениях по источникам финансирования их создания, в котором указывается на целесообразность предусмотреть новый проект по повышению доступности качественного школьного образования путем строительства новых школ и модернизации существующей инфраструктуры общего образования с дополнительным источником финансирования. Однако, по факту требуемые на решение этой национальной задачи средства в бюджет не заложены.
Необходимо продолжить программу софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, обеспечивающих ликвидацию обучения детей во вторую и третью смены.
4. Проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не предусмотрено выделение средств федерального бюджета на обеспечение деятельности федеральных образовательных учреждений, создаваемых в Республике Крым и г. Севастополе, а также на реализацию программ их развития. Учитывая, что финансовое обеспечение указанных расходов является новым расходным обязательством, необходимо выделение дополнительных средств федерального бюджета на эти цели.
5. Необходимо продолжить реализацию начатого в 2014 году проекта по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.
6. Необходимо расширить программу строительства и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях.
7. Проектом федерального бюджета на 2015 год предусмотрено повышение заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" только на 60 процентов.
8. Анализ структуры расходов по внепрограммной части дает основания говорить о том, что она схожа по расходам и направлениям финансирования с программной частью. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность размещения расходов раздела "Обеспечение деятельности отдельных федеральных государственных органов" в составе государственной программы "Развитие образования", а расходов раздела "Реализация функций иных федеральных органов исполнительной власти" в части финансирования деятельности федеральных органов исполнительной власти перевести в программно-целевой залог. Для этого необходимо разработать и утвердить индикаторы, показатели и их значения для их деятельности в рамках бюджетного процесса.
Исходя из изложенного, а также полагая что:
система образования является неотъемлемой составляющей системы национальной безопасности Российской Федерации;
состояние системы образования оказывает влияние на все составляющие социальной сферы, повышая социальную защищенность граждан на рынке труда, способствуя здоровьесбережению подрастающего поколения молодых российских граждан, развивая культурный потенциал общества,
Комитет решил, что:
1. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый Законопроектом в программной и непрограммной частях, не обеспечивает необходимых темпов и приоритетности развития системы образования Российской Федерации.
2. Требуется выделение дополнительных бюджетных ассигнований для:
- реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" по обеспечению 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и об увеличении к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 -75 процентов, при условии, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
- выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" по обеспечению достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет путем выделения субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на софинансирование реализации программ модернизации дошкольного образования;
- реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части обеспечения полного финансирования повышения заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования за счет федерального бюджета;
- выполнения поручений, сформулированных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года, в части продолжения софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации систем общего образования, обеспечивающих ликвидацию обучения детей во вторую и третью смены;
- финансового обеспечения деятельности и реализации программ развития Крымского федерального университета, Севастопольского государственного университета, Международного детского центра "Артек", а также на обеспечение деятельности Керченского морского технологического университета;
- предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом;
- реализации программы восполнения дефицита мест в общежитиях высших учебных заведений;
3. Государственная программа "Развитие образования" нуждается в приведении в соответствие как актуальным документам, определяющим государственную образовательную политику, так и объемам бюджетного финансирования, выделяемым на ее реализацию.
4. Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой только при условии учета высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
_____________________________
* Отчет о результатах контрольного мероприятия "Анализ планирования и реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, включая оценку сбалансированности целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов государственной программы, и ее соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации, а также контроль исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в Министерстве образования и науки Российской Федерации, Правительстве Московской области, утвержден Коллегией Счетной палаты Российской Федерации - протокол от 22 августа 2014 г. N ОМ-144/12-04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.