Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с проектом федерального закона, и отмечает следующее.
Основные подходы, учтенные при формировании расходов федерального бюджета на 2015-2017 годы, в том числе в сфере социального развития
1. Индексация в соответствии с законодательством Российской Федерации публичных нормативных и приравненных к ним обязательств на прогнозируемый уровень инфляции, в 2015 году на 5,5%, в 2016 году - на 4,5%, в 2017 году - на 4,0%.
2. Индексация с 1 октября 2015 года на 5,5% оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, а также денежного содержания судей, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и других категорий работников федеральных государственных органов (за исключением лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также работников федеральных государственных органов, в отношении повышения оплаты труда которых приняты отдельные решения Президента Российской Федерации в 2012 - 2014 годах), денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц.
3. Индексация с 1 сентября 2015 года на 5,5%, с 1 сентября в 2016 и 2017 годах на 4,5% и 4,0% соответственно, стипендиального фонда для обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования.
4. В 2015 году не планируется увеличение размера пенсии лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, путем увеличения на 2% размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статей 43 Закона Российской федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Однако с учетом того, что с 1 октября 2015 года будет произведена индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц на 5,5%, это приведет и к увеличению размера пенсий, назначенных в соответствии с указанным законом.
5. С 1 января 2015 года предусматривается увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) на прогнозируемый за 2014 год уровень инфляции (7,4%). Соответствующим проектом федерального закона предлагается установить МРОТ в сумме 5 965 рублей в месяц.
Вопрос о повышении МРОТ в плановом периоде 2016-2017 годов и доведении его в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации до размера не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, предлагается рассматривать в процессе подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год в увязке с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
6. Тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период 2015-2017 годов для основной массы плательщиков планируется сохранить на уровне 2013-2014 годов в размере 30,0% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
В межбюджетных трансфертах, передаваемых бюджетам государственных внебюджетных фондов в 2015 году и плановый период 2016-2017 годов, средства на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование предусмотрены для Пенсионного фонда Российской Федерации (2015 год - 342 898,3 млн. рублей, 2016 год - 392 108,6 млн. рублей, 2017 год - 460 014,4 млн. рублей) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (2015 год - 23 860,0 млн. рублей, 2016 год - 25 431,0 млн. рублей, 2017 год - 1 093,8 млн. рублей).
Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетные трансферты на указанные цели на период 2015-2017 годов не предусматриваются в связи с формированием в бюджете этого фонда остатка средств, образовавшихся в результате неполного использования межбюджетных трансфертов на установление выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов и на обеспечение сбалансированности, в предыдущие периоды.
В 2015 году предусмотрен также возврат в федеральный бюджет указанных остатков средств из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в объеме 55 000,0 млн. рублей.
7. Тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в целях полноты финансового обеспечения мероприятий по обязательному медицинскому страхованию граждан (поручение Президента Российской Федерации от 3 июля 2014 года) планируется установить в размере 5,1% со всей суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (в настоящее время в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предусматривается, что данное решение будет способствовать поступлению дополнительных доходов в систему обязательного медицинского страхования в 2015 году в сумме 181,4 млрд. рублей, в 2016 году - 194,8 млрд. рублей, в 2017 году - 212,3 млрд. рублей.
8. Статьями 7 и 8 законопроекта предлагается определить дополнительные особенности использования бюджетных ассигнований в соответствующих сферах деятельности, а также конкретизировать особенности исполнения отдельных расходных обязательств в сфере социального обеспечения населения. При этом в статье 8 законопроекта предлагаются нормы, устанавливающие размеры дополнительных мер государственной поддержки отдельным категориям граждан, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также норма о распределении бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в приложении 30 к законопроекту.
Кроме того, в статье 8 законопроекта предусмотрено установление величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на 2015 год в размере 7 161 рублей, на 2016 год в размере 7 476 рублей, на 2017 год в размере 7 797 рублей.
Расходы федерального бюджета в 2015-2017 годах в разрезе государственных программ
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2014 года, N 193 Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов является ответственным за рассмотрение следующих государственных программ Российской Федерации (далее - госпрограмм): "Социальная поддержка граждан", "Доступная среда" на 2011-2015 годы", "Содействие занятости населения".
1. Государственная программа "Социальная поддержка граждан".
В рамках госпрограммы выделены четыре подпрограммы:
"Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
"Модернизация и развитие социального обслуживания населения";
"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей";
В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий госпрограммы.
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2014 год (Закон N 216-ФЗ) |
2014 год (уточн. роспись) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Изменение к пред. году, % |
Проект |
Изменение к пред. году, % |
Проект |
Изменение к пред. году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
1 088 731,3 |
1 035 808,8 |
1 244 879,1 |
120,2 |
1 235 346,2 |
99,2 |
1 192 114,8 |
96,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" |
645 047,0 |
598 500,1 |
767 727,0 |
128,3 |
780 904,8 |
101,7 |
802 932,5 |
102,8 |
Подпрограмма "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" |
1 606,2 |
1 859,8 |
1 777,7 |
95,6 |
610,6 |
34,3 |
598,9 |
98,1 |
Подпрограмма "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" |
440 379,9 |
433 750,5 |
473 650,8 |
109,2 |
452 141,7 |
95,5 |
386 895,2 |
85,6 |
Подпрограмма "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" |
1 698,3 |
1 698,3 |
1 723,6 |
101,5 |
1 689,1 |
98,0 |
1 688,2 |
99,9 |
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 209 070,3 млн. рублей, или на 20,2%, в 2016 и 2017 годах уменьшены к уровню предыдущего года, соответственно на 0,8% и 3,5%.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по госпрограмме повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" в связи с включением в нее ассигнований, относимых ранее к непрограммному направлению деятельности "Развитие пенсионной системы", а также включение в 2015 году в ресурсное обеспечение подпрограммы бюджетных ассигнований на предоставление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в полном объеме (в сводной бюджетной росписи 2014 года по состоянию на 1 сентября 2014 г. указанные бюджетные ассигнования не учитывают расходы на обеспечение набора социальных услуг);
сокращение в рамках подпрограммы "Совершенствование социальной поддержки семьи и детей" бюджетных ассигнований на предоставление материнского (семейного) капитала в связи с уточнением прогнозной численности граждан, которые могут обратиться с заявлением о распоряжении материнским (семейным) капиталом.
2. Государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015 годы.
В рамках госпрограммы выделены две подпрограммы:
"Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
"Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы".
В соответствии с утвержденным паспортом госпрограммы ее действие заканчивается в 2015 году.
В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий госпрограммы в 2015 году.
млн. рублей | ||||||
Наименование |
2014 год (Закон N 349-ФЗ) |
2014 год (уточн. роспись) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|
Изменение к пред. году, % |
Проект |
Проект |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего |
35 589,9 |
37 106,2 |
35 895,8 |
96,7 |
0,0 |
0,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" |
9 551,2 |
9 145,3 |
9 693,1 |
106,0 |
0,0 |
0,0 |
Подпрограмма "Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы" |
26 038,7 |
27 861,0 |
26 202,7 |
93,7 |
0,0 |
0,0 |
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года уменьшены на 1 210,4 млн. рублей.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по госпрограмме повлияло:
увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов на 548,2 млн. рублей;
уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда врачам и медицинскому персоналу федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 (перераспределение за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Минздраву России), а также на укрепление материально-технической базы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (в 2014 году выделены дополнительные ассигнования на приобретение зданий для указанных учреждений в сумме 678,9 млн. рублей).
В рамках госпрограммы бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2015 году предусмотрены в сумме 15 621,3 млн. рублей, или на уровне текущего года, из них в качестве межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, - 11 082,7 млн. рублей, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, - 4 538,6 млн. рублей.
При этом, если общий объем ассигнований на указанные цели предусмотрен на уровне 2014 года, то межбюджетные трансферты бюджету Фонду социального страхования Российской Федерации увеличены по отношению к 2014 году на 2 083,2 млн. рублей, а субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации соответственно уменьшены на ту же величину. При этом никаких пояснений такого перераспределения не дается .
Бюджетные ассигнования на осуществление текущих мероприятий госпрограммы после 2015 года зарезервированы в составе непрограммных направлений расходов федерального бюджета в сумме 36 802,6 млн. рублей в 2016 году, 38 570,1 млн. рублей в 2017 году.
3. Государственная программа "Содействие занятости населения".
В рамках госпрограммы выделены три подпрограммы:
"Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
"Развитие институтов рынка труда".
В проекте федерального бюджета на 2015-2017 годы предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы.
млн. рублей | ||||||||
Наименование |
2014 год (Закон N 349-ФЗ) |
2014 год (уточн. роспись) |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
Изменение к пред. году, % |
Проект |
Изменение к пред. году, % |
Проект |
Изменение к пред. году, % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Всего |
75 756,3 |
72 560,5 |
76 910,8 |
106,0 |
77 585,8 |
100,9 |
66 659,0 |
85,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" |
45 287,3 |
38 530,7 |
45 849,8 |
119,0 |
46 489,3 |
101,4 |
43 165,0 |
92,8 |
Подпрограмма "Внешняя трудовая миграция" |
27 077,2 |
30 393,1 |
27 761,6 |
91,3 |
28 021,7 |
100,9 |
20 677,0 |
73,8 |
Подпрограмма "Развитие институтов рынка труда" |
3 391,9 |
3 636,7 |
3 299,5 |
90,7 |
3 074,8 |
93,2 |
2 817,1 |
91,6 |
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы в 2015 году по сравнению с уровнем 2014 года увеличены на 106,0%, в 2016 году к уровню 2015 года - на 100,9%, в 2017 году относительно 2016 года уменьшены на 14,1%.
Наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов по госпрограмме повлияли:
увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
уменьшение в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление социальных выплат безработным гражданам в 2017 году по сравнению с уровнем 2016 года на 3 324,1 млрд. рублей в связи с сокращением прогнозной численности безработных граждан;
уменьшение в рамках подпрограммы "Внешняя трудовая миграция" в 2017 году бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности территориальных органов Федеральной миграционной службы, по сравнению с уровнем 2016 года на 7 344,7 млн. рублей.
Значительное изменение параметров ресурсного обеспечения госпрограммы произошло в отношении расходов на реализацию подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" в связи с выделением дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по повышению трудовой мобильности граждан в 2015-2017 годах в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно.
Кроме того, в рамках подпрограммы "Развитие институтов рынка труда" в 2015 году дополнительно выделены ассигнования на разработку и утверждение профессиональных стандартов в сумме 200,0 млн. рублей.
Замечания и предложения
1. Запланированное в 2015 году увеличение МРОТ комитет считает недостаточным.
Предложение Правительства Российской Федерации рассматривать вопрос о повышении МРОТ в плановом периоде 2016-2017 годов и доведении его в соответствии частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации до размера не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в процессе подготовки проекта федерального бюджета на соответствующий финансовый год в увязке с динамикой показателей социально-экономического развития Российской Федерации не учитывает рекомендации комитета подготовить план поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума для трудоспособного населения, адресованные Правительству РФ в заключениях комитета на проекты федеральных законов о федеральном бюджете на 2013 и 2014 годы и на соответствующий 2-х летний плановый период.
Комитет просит Правительство Российской Федерации представить соответствующие предложения.
2. При определении объема бюджетных ассигнований на социальные выплаты безработным гражданам на плановый период 2015-2017 годов учитывались установленные Правительством Российской Федерации размеры минимальной и максимальной величин пособий по безработице, - 850 и 4 900 рублей соответственно, которые не меняются с 2009 года. При этом ожидается, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации в среднем на душу населения возрастет в 2014 году по отношению к 2009 году на 58,8%, а в 2015 году почти на 70%.
В целях исключения дальнейшего снижения покупательной способности пособия по безработице и решения задачи поддержания его максимального размера на уровне прожиточного минимума населения комитет рекомендует Правительству РФ выработать меры, обеспечивающие соответствие устанавливаемых Правительством РФ размеров пособий по безработице росту стоимости жизни.
3. По-прежнему остается актуальной проблема недостаточной обеспеченности инвалидов техническими средствами реабилитации, и их качества.
Однако бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2015 году планируются в том же объеме, что и при утверждении федерального бюджета на три предыдущих финансовых года. На плановый период 2016-2117 годов отмечается, что в связи с прекращением действия госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2015 годы ассигнования на данные цели зарезервированы в составе непрограммных расходов федерального бюджета, но при этом конкретные объемы не указываются.
Комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в 2015 году и на плановый период 2016-2017 годов до уровня не ниже объема ассигнований, выделенных на данные цели в 2013 году (в сумме 20 800,0 млн. рублей).
Кроме того, комитет считает необходимым вернуть в перечень технических средств реабилитации для инвалидов выделение транспортного средства, предусмотрев данный вид технического средства хотя бы для такой категории, как инвалиды вследствие военной травмы, а также ставшие инвалидами при ликвидации чрезвычайных аварий и происшествий.
4. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, отражаемые по Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, предусмотрены в 2015 году с сумме 739,6 млн. рублей, с уменьшением к уровню 2014 года на 4,7 млн. рублей.
Комитет считает необходимым увеличить бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на государственную поддержку указанных организаций в 2015 году до уровня 2014 года с их индексацией на прогнозируемый уровень инфляции.
5. Бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов в рамках госпрограммы "Доступная среда" на 2011-2015 годы (компенсация выпадающих доходов организаций инвалидов в связи с отменой налоговых льгот) предусматривается в 2015 году на уровне 2014 года (1 282,5 млн. рублей).
С учетом того, что с 1 января 2015 года прекращается действие пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для общественных организаций инвалидов и учреждений, созданных для достижения социальных целей, единственными собственниками которых являются общественные организации инвалидов, необходимо предусмотреть дополнительные ассигнования, на данный вид расходов с целью компенсации общественным организациям инвалидов расходов на увеличение фонда оплаты труда в сумме 217,3 млн. рублей, предварительно согласованной Минфином России.
С учётом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.