Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 10 октября 2014 г. N 3.9-71/1
по государственной программе Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"
(представлена в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов")
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 195 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2014 года (пункт 1, протокол N 193) Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел государственную программу Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" (далее - Программа) в составе материалов к проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и отмечает следующее.
Указанная Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 327 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом".
Основными целями Программы являются создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте; совершенствование системы государственного материального резерва, повышение ее роли в позитивных процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства.
Основными задачами Программы являются
1) определение целей управления объектами федерального имущества;
2) достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава федеральных организаций, действующих в конкурентных отраслях экономики;
3) повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами федерального имущества, закрепленными за федеральными организациями, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также федеральным имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации;
4) обеспечение контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств;
5) обеспечение учета и мониторинга федерального имущества путем создания единой системы учета и управления федеральным имуществом, обеспечивающих механизмы сбора, консолидации и представления информации для принятия и анализа эффективности управленческих решений в отношении объектов федерального имущества;
6) создание запасов государственного материального резерва, отвечающих современным потребностям общества и отраслей производства;
7) обеспечение управления деятельностью организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания его запасов;
8) обеспечение качественного обновления основных фондов на основании применения новейших эффективных технологий строительной индустрии.
Программа предусматривает перечень целевых индикаторов и показателей и перечень конкретных мероприятий, необходимых для выполнения целей и задач программы.
Реализация Программы предусматривается в два этапа - 2013-2015 годы и 2016-2018 годы.
В качестве ожидаемого результата исполнения Программы должны стать:
оптимизация состава и структуры федерального имущества в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для государственной экономического роста, а также формирование программы экономической основы деятельности публично-правовых образований (с точки зрения обеспечения осуществления задач и интересов Российской Федерации);
повышение эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компаний с государственным участием с определением долго- и краткосрочных целей и задач управления, повышения уровня их корпоративного управления и информационной прозрачности;
ограничение расширения государственного сектора экономики, в том числе путем установления и соблюдения системы адекватных запретов и ограничений, замещения прямого участия государства в экономике мерами отраслевого и иного регулирования, а также соблюдения планомерности, устойчивости и гарантий долгосрочности реализации заявленных целей и задач;
обеспечение поддержания и увеличения процента укомплектованности материальных ценностей государственного материального резерва;
обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ценностей государственного материального резерва;
обеспечение востребованности материальных ценностей государственного резерва по всей номенклатуре для последующего использования и обращения;
обеспечение обновления основных фондов государственного материального резерва;
усовершенствование системы управления государственным материальным резервом с применением современных информационно-технологических ресурсов
Программа включает в себя две федеральные целевые подпрограммы - "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" и "Управление государственным материальным резервом".
На этапе разработки и принятия государственная программа "Управление федеральным имуществом" являлась предметом неоднократного обсуждения на проведенных Комитетом по вопросам собственности Парламентских слушаниях и расширенном заседании Комитета и в целом получила поддержку.
Последний раз базовый документ, направленный на утверждение стратегических целей и принципов в сфере управления федеральной собственностью утверждался Правительством Российской Федерации более 15 лет назад - когда была принята Концепция управления федеральным имуществом. За прошедшее время произошли серьезные изменения в экономике страны, законодательстве в сфере гражданско-правовых и, в частности, имущественных правоотношений. В связи с переходом Федерального бюджета на программно-целевой принцип расходования средств, начиная с 2014 года, большая часть расходов государства на управление, распоряжение и содержание федерального имущества будет осуществляться посредством реализации Программы. Все это делает, по мнению Комитета по вопросам собственности, чрезвычайно актуальной необходимость принятия и реализации Программы в полном объеме.
В отношении приватизации федерального имущества, которая является одной из форм распоряжения имуществом, Комитет по вопросам собственности подтверждает свою позицию, состоящую в том, что основной целью приватизации, особенно крупных предприятий, должно быть не получение доходов в бюджет, а привлечение инвестиций для развития, расширение и увеличение объемов производства и его технического перевооружения, т.е. приватизацию необходимо рассматривать в качестве эффективного инструмента реализации стратегических целей экономического и социального развития страны.
Представляется экономически оправданной приватизация, в первую очередь, убыточных или малоприбыльных, обремененных долгами активов, и она должна проводиться с целью недопущения банкротства и модернизации производства. При этом целесообразно приватизировать такие предприятия с использованием таких механизмов, которые позволят полученные от их продажи денежные средства использовать на техническое перевооружение этих предприятий и привлечение на них компетентных кадров и современных технологий.
В то время как продажа стратегически значимых активов, приносящих государству доход не только за счет налоговых выплат, но и за счет дивидендов, с этой точки зрения Комитета по вопросам собственности является крайне сомнительным шагом. Такая оценка в первую очередь относится к продаже пакетов акций стратегически значимых, инфраструктурных акционерных обществ, в частности, ОАО "РЖД", "Роснефть", "Газпром" и других.
В этой связи каждый случай приватизации крупного стратегически значимого или структурообразующего предприятия должен рассматриваться как отдельный инвестиционный проект.
В этой связи очень важным является процедура полноценного общественного обсуждения с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, независимых экспертов, ученых. По результатам общественного обсуждения должен делаться вывод о целесообразности приватизации конкретного стратегически значимого объекта, формулироваться основные цели приватизации, определяются способы и условия приватизации, определяется размер выставляемого на продажу пакета акций и круг потенциальных покупателей. Далее, в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о приватизации такого имущества, проводятся переговоры с потенциальными покупателями, производится их отбор и путем открытых торгов определяется покупатель.
Таким образом, приватизация стратегически значимого федерального имущества должна на современном этапе носить точечно-выверенный, а не массовый характер, и "работать" на обеспечение экономического роста. Решение о приватизации таких предприятий должно быть результатом общенационального консенсуса, принимаемым с учетом позиции представителей законодательной власти и руководителей регионов.
Комитет по вопросам собственности продолжает настаивать на своей позиции о необходимости рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита. В этой связи величина доходов от приватизации должна утверждаться Федеральным Собранием Российской Федерации в составе неналоговых доходов федерального бюджета одновременно с принятием Государственной программы приватизации федерального имущества, в первую очередь, в части включенных в нее стратегически значимых организаций.
Согласно проекту федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" финансирование государственной программы "Управление федеральным имуществом" в 2014 году составит 23 590,7 млн. рублей, в 2015 году - 27 938,9 млн. рублей, в 2016 году - 25 366,5 млн. рублей, в 2017 году - 26 166,7 млн. рублей.
Проведя анализ мероприятий, включенных в государственную программу "Управление федеральным имуществом", и объективные потребности в их финансировании, Комитет по вопросам собственности пришел к выводу о необходимости увеличения финансирования Программы для реализации следующих мероприятий:
1) Содержание конфискованных судов (имущество государственной казны Российской Федерации) - в рамках мероприятия "Управление развитием объектов федерального имущества":
дополнительная потребность в бюджетных ассигнованиях на 2015-2017 гг. 103,8 млн. руб. ежегодно.
2) Капитальный ремонт аварийных нефтерезервуаров, а также складов - в рамках мероприятия "Обеспечение выполнения системой государственного материального резерва установленных функций":
предусмотреть финансирование в объеме 300 млн. рублей ежегодно на период 2015 - 2017 гг. в целях обеспечения безопасности использования резервуаров и недопущения экологической катастрофы.
В целях обеспечения реализации федеральной адресной инвестиционной программы по реконструкции и капитальному ремонту памятников культуры павильона "Храм воздуха" и "Каскадная лестница", являющихся "визитной карточкой" как самого Кисловодского парка и города-курорта Кисловодска и обеспечения ввода указанных объектов в эксплуатацию в 2015 год считать необходимым внести изменение в проект федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в части перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений на проведение реконструкции объектов Кисловодского лечебного курортного парка, а именно с вида расходов 612 ("Предоставление субсидии бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям") на вид расходов 464 ("Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности бюджетным учреждениям"), в объеме 83 949,02 тыс. рублей (реконструкция Каскадной лестницы - 69 926, 55 тыс. рублей, реконструкция павильона "Храм воздуха" - 14 022,47 тыс. рублей.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности:
1) поддерживает включение в проект федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" финансирования государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом";
2) считает необходимым рассматривать доходы от приватизации федерального имущества в качестве неналоговых доходов федерального бюджета, а не источников покрытия его дефицита, с утверждением указанных доходов и Государственной программы приватизации федерального имущества в части стратегически значимых организаций Государственной Думой в процессе рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;
3) считает целесообразным включение в проект постановления Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона N 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" положения о том, что при подготовке указанного законопроекта во втором чтении Комитету по бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований в 2015 году на реализацию мероприятий по формированию реестра федеральной собственности, оформления права федеральной собственности на соответствующие объекты недвижимого имущества, в том числе земельные участки, оценку технического состояния и определение рыночной стоимости таких объектов, их страхования, проведения анализа эффективности их использования.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.