Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 212011-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части усиления административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 5.36 и 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, А.Л. Бурковым и др.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на увеличение административного штрафа за правонарушения, предусмотренные статьей 5.36 "Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей" и статьей 5.37 "Незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Законопроектом предлагается:
1) установить административный штраф в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем (в действующей редакции части 1 статьи 5.36 Кодекса размер данного административного штрафа составляет от 1 000 до 1 500 рублей);
2) установить административный штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей за совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (в действующей редакции части 2 статьи 5.36 Кодекса размер административного штрафа составляет от 2 000 до 3 000 рублей);
3) установить административный штраф для граждан в размере от 50 тысяч до 70 тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов, для должностных лиц - от 100 тысяч до 150 тысяч рублей за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью (в действующей редакции статьи 5.37 Кодекса размер административного штрафа составляет для граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей, для должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей).
Комитет отмечает, что ужесточение административной ответственности должно быть в достаточной степени обосновано.
Необходимость внесения указанных изменений требует серьезной аргументации, наличия статистических и иных объективных данных, свидетельствующих о недостаточности и неэффективности установленных законодательством мер ответственности, а также тенденции роста числа соответствующих правонарушений. Однако в пояснительной записке к законопроекту такого рода данные отсутствуют.
Кроме того, предлагаемые законопроектом санкции статей 5.36 и 5.37 Кодекса не согласуются с положениями действующей части 1 статьи 3.5 Кодекса, а также создают неоправданно широкий диапазон для административного усмотрения при применении к правонарушителям санкции рассматриваемых статей, что может породить противоречивую правоприменительную практику и различного рода злоупотребления.
Законопроектом также предлагается дополнить Кодекс новыми статьями 5.37.1 и 5.37.2, устанавливающими административную ответственность за нарушение порядка выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки или попечительства и за нарушение порядка надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
В настоящее время в Кодексе установлена административная ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей. Внесение новой статьи 5.37.1 представляется нецелесообразным, поскольку поглощается имеющимся составом, предусмотренным статьей 5.36 Кодекса. Также дополнительного уточнения требует диспозиция новой статьи 5.37.2, поскольку в законодательстве Российской Федерации отсутствует формулировка понятия "порядок надзора за деятельностью опекунов и попечителей".
Помимо этого проект федерального закона не содержит механизма привлечения нарушителей к административной ответственности, в частности, не определены органы, которые будут рассматривать указанные дела о правонарушениях, предусмотренных вновь вводимой статьей, и на каких должностных лиц будет возложена обязанность по составлению протоколов о данном правонарушении, что не позволяет сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых изменений.
Решением от 3 сентября 2013 года Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству на основании пункта "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагал авторам изменить текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении, однако доработанный текст в Комитет не представлен.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе представленный законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "11" сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.