Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 212011-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" -
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, А.Л. Бурковым, О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 марта 2013 года (выписка из протокола N 84, п. 55) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 212011-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, А.Л. Бурковым, Н.В. Левичевым, О.Л. Михеевым.
1. Законопроект направлен на усиление административной ответственности за правонарушения, связанные с усыновлением, опекой и попечительством детей в Российской Федерации.
2. Законопроектом предлагается:
1) повышение административных штрафов, предусмотренных санкциями статей 5.36 и 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей и за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приёмную семью;
2) установление дополнительного вида наказания для граждан в виде обязательных работ на срок до ста часов за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приёмную семью;
3) дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями (5.37.1 и 5.37.2), устанавливающими административную ответственность за нарушение порядка выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки или попечительства и нарушение порядка надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечительства родителей.
3. Рассмотрев указанный законопроект, Комитет отмечает следующее.
На данный момент в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей и за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребёнка, передаче его под опеку (попечительство) или в приёмную семью.
Однако, в российском административном законодательстве не установлено ответственности за нарушение порядка выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки и попечительства и за нарушение порядка надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Не используются и формулировки, вводимые законопроектом "порядок выявления и учёта несовершеннолетних, нуждающихся в установлении опеки или попечительстве", "порядок надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью учреждений". Кроме того, пунктом 4 статьи 122 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Таким образом, речь идёт о привлечении к административной ответственности по статьям 5.36 и 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Внесение дополнительных составов в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статей 5.37.1 и 5.37.2) представляется избыточным и нецелесообразным.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 212011-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, А.А. Агеевым, А.Л. Бурковым, Н.В. Левичевым, О.Л. Михеевым.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.