Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 299000-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О средствах массовой информации" и статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросу доступности информации телевизионных программ для инвалидов по слуху, слабослышащих и неслышащих граждан",
внесенный депутатами Государственной Думы М.И. Сердюком, В.И. Афонским, Д.Н. Гасановым, М.В. Емельяновым, С.С. Журовой, А.А. Ищенко, Е.И. Кузьмичевой, О.Л. Михеевым, О.А. Ниловым, Г.С. Носовко, А.В. Руденко, В.В. Трапезниковым, А.А. Ющенко, М.Б. Терентьевым, В.А. Крупенниковым, А.А. Андреевым, А.И. Фокиным, Н.И. Горовым, Р.А. Баталовой, а также А.В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона N 299000-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О средствах массовой информации" и статью 14 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросу доступности информации телевизионных программ для инвалидов по слуху, слабослышащих и неслышащих граждан" и отмечает следующее.
Концепция законопроекта, направленная на обеспечение инвалидам по слуху, слабослышащим и неслышащим гражданам доступа к информационным выпускам новостей и образовательным программам в формате цифрового эфирного телевидения, в том числе с сопровождением "бегущей строкой", безусловно, заслуживает внимания. Вместе с тем по законопроекту в представленной редакции имеются следующие замечания.
В статье 1 законопроекта вносится изменение в статью 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляющее инвалидам по слуху, слабослышащим и неслышащим гражданам право на доступ к информационным выпускам новостей и образовательным программам в формате цифрового эфирного вещания с сопровождением "бегущей строкой" на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах (федеральных каналах). В этой связи необходимо отметить следующее. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" "образовательные программы" - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Однако, в рассматриваемом законопроекте термин "образовательные программы" используется для обозначения телепрограмм образовательной направленности. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение нуждается в уточнении, поскольку может привести к возникновению правовых коллизий между нормами вышеназванных федеральных законов.
Кроме того, обращаем внимание, что Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, а также устанавливает критерии признания гражданина инвалидом и установления группы инвалидности. В этой связи представляется, что обеспечение доступности телевизионных программ для граждан не признанных инвалидами (слабослышащих и неслышащих граждан) не относится к предметам регулирования данного Федерального закона.
Статьей 2 законопроекта в часть вторую статьи 32.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" вносится изменение, возлагающее на вещателя общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала обязанность предоставлять доступ к информационным выпускам новостей и образовательным программам в формате цифрового телевидения с сопровождением "бегущей строкой". В этой связи необходимо отметить, что вещатели радиоканалов не имеют возможности сопровождать радиопередачи "бегущей строкой", поэтому указанная норма нуждается в доработке.
Частью 2 статьи 3 законопроекта предусмотрено предложить - Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации обеспечить внесение изменений и дополнений в подзаконные нормативные правовые акты в целях обеспечения реализации настоящего Федерального закона. Данная норма представляется излишней, поскольку согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на Правительство Российской Федерации уже возложена обязанность по организации исполнения федеральных законов, осуществлению систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Также, в законопроекте используется ряд понятий, содержание которые не определено законодательством Российской Федерации, например, "неслышащие граждане", "информационные выпуски новостей", "визуальный сурдоперевод", "публичная массовая информация", "формат цифрового телевидения" и другие, что будет затруднять правоприменительную практику при реализации законопроекта.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отмечает, что в предложенной редакции законопроект не может быть поддержан и рекомендуется к отклонению в первом чтении.
Первый заместитель |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.