Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 642197-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых природных ресурсов. Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение минеральных богатств, заключенных в недрах, действующее законодательство о недрах устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых.
Развитие в последние годы строительной отрасли, принятие федеральных и региональных программ дорожного строительства, обеспечения населения жильем, способствуют росту потребности в твердых нерудных полезных ископаемых и строительных материалах.
В большинстве случаев карьеры появляются на землях сельскохозяйственного назначения и без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов, разрешающих их разработку. Действия так называемых "черных копателей" приводят к безвозвратной потере ценных сельскохозяйственных угодий, поскольку они не обременены, в отличие от лицензионных недропользователей, требованием обязательной рекультивации земель после завершения добычи. Несут колоссальные потери в части налогообложения бюджеты. Во-первых, земельный налог является основным источником доходов местных бюджетов. В указанных случаях земельный налог оплачивается собственниками в соответствии с категорией земель сельскохозяйственного назначения, налоговая ставка которой значительно ниже по сравнению с категорией земель промышленности, в которую должен быть осуществлен перевод земель в целях использования под разработку карьеров. Во-вторых, это денежные средства, поступающие от аукционов на разработку недр, в том числе лицензионные платежи. В-третьих, это все налоги и платежи, поступающие от предпринимательской деятельности.
Принятие данного нормативно-правового акта даст возможность контролирующим органом пресекать правонарушения, уменьшит неблагоприятное воздействие на окружающую среду, даст стимул на осуществление деятельности на законных основаниях, что, в свою очередь, увеличит поступление платежей во все уровни, создание рабочих мест с привлечением работников на основании трудовых договоров.
На сегодняшний день Управлением Росреестра по Республике Татарстан зафиксировано более 300 самовольно разрабатываемых карьеров, в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан собрана информация о более 700. Данные приведены на примере только одного региона, данная ситуация аналогична для многих регионов.
В большинстве случаев установить лиц, осуществляющих незаконную деятельность, затруднительно, так как добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется время от времени, в ночное время либо в выходные дни. Действия контролирующих органов ограничены действием требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несовершенством административного законодательства.
Принимаемые меры по недопущению деятельности по незаконной разработке карьеров неэффективны. Лица, осуществляющие незаконную предпринимательскую деятельность, научились обходить законы. В частности, в целях избежания ответственности на юридических лиц, незаконная добыча общеполезных ископаемых осуществляется от имени физических лиц, сумма штрафа на физических лиц не существенна. Кроме того, орудия правонарушения в виде самоходных машин, грузового автотранспорта не изымаются, в результате чего, уже после ухода проверяющих, деятельность тут же возобновляется. Даже при изъятии транспорта, как орудия правонарушения, из-за отсутствия конфискации по данной статье, административные органы вынуждены технику возвращать владельцам.
Введение данной нормы позволит незамедлительно прекращать деятельность по добыче в результате изъятия (в соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ) орудий правонарушения (самоходной техники: экскаватора, погрузчика, автотранспортных средств), а в дальнейшем может послужить обеспечением по гражданским искам о возмещении ущерба охране окружающей среды, вреда причиненного недрам.
Кроме того, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, увеличив сроки давности привлечения до 1 года, так как данные правонарушения характеризуются особой латентностью. В большинстве случаях, добыча общеполезных ископаемых осуществляется скрытно, вдалеке от населенных пунктов, в ряде случаев в ночное время. Работа носит сезонный характер. Таким образом, в случае установления лица, совершившего правонарушения, привлечь его к ответственности из-за пропущенных сроков давности, не представляется возможным.
Правонарушение, за которую предусмотрена административная ответственность по ст. 7.3 КоАП РФ, схож по составу ст. 171 УК РФ, разница лишь в сумме ущерба либо полученного дохода. И в первом и во втором случае необходимо провести экспертизу для определения данных сумм. Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что в каждом случае, административный орган должен подтвердить факт добычи именно общераспространенных полезных ископаемых. Для чего необходимо проведение специальных экспертиз, требующих значительных временных затрат. Все эти мероприятия могут быть проведены лишь в рамках административного расследования, для чего необходимо внести изменения в ст. 28.7 КоАП РФ.
Процедура административного расследования, а также наличие конфискации предполагает передачу рассмотрения дел данной категории судьям. Кроме того, в настоящее время все решения о наложении штрафов по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ обжалуются в суды. Таким образом, передавая рассмотрение административных дел по данной статьи напрямую в суд, возможно уменьшить лишние процедуры. Кроме того, имеется разница при рассмотрении административных материалов в зависимости от участков недр - местного или федерального значения. При рассмотрении дел судами, данная путаница будет снята.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.