Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции",
внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ввести понятие "малозначительность совершенного коррупционного правонарушения". По нашему мнению, указанное предложение нуждается в доработке, поскольку проектом не определены квалифицирующие признаки малозначительности.
Проектируемыми изменениями федеральных законов о видах государственной службы устанавливается возможность применения различного перечня взысканий (замечание, выговор или и то и другое) за совершение малозначительного коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) для отдельных видов государственной службы. Изменения нуждаются в соотнесении с действующими положениями, определяющими порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в том числе, в виде замечания и выговора (см., например, часть 2 статьи 29.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", части 1, 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), часть 2 статьи 30.3 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"). Кроме того, исходя из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы полагаем, что требуется дополнительное обсуждение возможности закрепления единого подхода к установлению дисциплинарной ответственности в системе государственной службы.
Проектируемая редакция статьи 51.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) требует соотнесения с подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 Федерального закона N 53-ФЗ, в соответствии с которыми взыскание за конкретные коррупционные правонарушения предусмотрено в виде увольнения с военной службы. Обращаем внимание, что порядок наложения дисциплинарного взыскания в виде выговора регулируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495.
Статья 4 проекта дополняет часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации положением о полномочии прокурора по обращению в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения. Отмечаем, что указанное полномочие уже предусмотрено пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Предлагаемая редакция части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" нуждается в редакционном уточнении в части использования слов "на постоянной основе", поскольку предлагаемая формулировка "лица, замещающие (занимающие) на постоянной основе государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы" не является корректной.
Используемую в статье 8 проекта формулировку "подразделение кадровой службы" следует соотнести с терминологией Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).
Положение части 4 проектируемой статьи 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ, относящее к основанию наложения взыскания в виде замечания или выговора только рекомендацию комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) нуждается в соотнесении с проектируемой частью 2 указанной статьи, в соответствии с которой основанием наложения взысканий, предусмотренных частью 1 статьи 50 является доклад о результатах проверки, проведенной кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Предлагаемый в части 8 проектируемой статьи 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ термин "в установленном порядке" нуждается в уточнении, исходя из требования формальной определенности правовой нормы.
Предлагаемые изменения Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (статья 9 проекта) требуют уточнения в части использования формулировок "осуществление полномочий по должности государственной гражданской службы", "осуществление полномочий по должности муниципальной службы", исходя из статьи 8 Федерального закона N 79-ФЗ и части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которым должности государственной гражданской службы учреждаются в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность, а должности муниципальной службы образуются с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Статьей 10 проекта предлагается дополнить категории лиц, в отношении которых установлен запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом, необходимым критерием отнесения к соответствующей категории будет являться участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Полагаем, что проектируемое положение потребует внесения изменения в статью 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", определяющую предмет регулировании указанного федерального закона.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.