Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции",
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен проект федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом вносятся изменения в федеральные законы "О противодействии коррупции", "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", "О службе в таможенных органах Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О Следственном комитете Российской Федерации", "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", а также в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.
Законопроект расширяет перечень лиц, на которых распространяется запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Если в настоящее время в указанных перечень включены государственные служащие, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации, то в случае принятия законопроекта запрет затронет всех лиц, участвующих в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации.
Также законопроектом расширяется перечень лиц, обязанных представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за счет граждан, претендующих на замещение любой должности государственной службы. В настоящее время указанная обязанность установлена только для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Законопроект устанавливает обязанность представлять сведения о расходах лиц, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни, а также о расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, в случае если общая сумма сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенных в течение отчетного периода, превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. В настоящее время подобная обязанность возникает только в случае, если сумма одной сделки превышает указанный размер.
Законопроект предлагает наделить прокуроров правом обращаться в арбитражные суды с исками об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения. Следует, однако, учесть, что указанное положение в законодательство уже введено Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Особо следует отметить новацию, связанную с введением в антикоррупционное законодательство института малозначительности. Следует подчеркнуть, что указанный институт нашел свое отражение и в уголовном (часть 2 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации) и в законодательстве об административных правонарушениях (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанный институт давно существует в российском законодательстве и не вызывает вопросов в правоприменительной практике. Отсутствие подобного института в антикоррупционном законодательстве приводит к некоторому несовершенству правоприменительной практики (См. Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2014 N 94-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воробьева Вячеслава Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего подпункта "д.1" пункта 1 статьи 51 и пункта 4 статьи 51.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.