Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции",
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в пределах своего ведения рассмотрел проект федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить на государственных служащих, участвующих в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. В настоящее время указанный запрет распространяется на государственных служащих, замещающих должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации.
Законопроектом предлагается уточнить нормы, устанавливающие контроль за расходами, установив требование о представлении сведений о расходах для лиц, замещающих должности, включенные в соответствующие перечни, а также о расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, в случае если общая сумма сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных капиталах организаций), превышает общий доход данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
С этой целью в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" вносятся соответствующие изменения.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), устанавливающие требования о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение любой должности государственной службы.
В настоящее время указанная обязанность установлена только для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, включенные в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данные законодательные предложения направлены на минимизацию коррупционных рисков на всех уровнях государственного управления и заслуживают всесторонней поддержки.
Вместе с тем некоторые аспекты, на наш взгляд, нуждаются в уточнении.
Законопроектом статья 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ, определяющая порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, дополняется положением о том, что взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Федеральным законом N 79-ФЗ все правонарушения коррупционного характера, совершаемые гражданским служащим разделены на тяжкие, влекущие за собой увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия, и прочие, за которые могут быть применены взыскания, не связанные с прекращением государственно - служебных отношений.
К последним правонарушениям статьей 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ отнесены несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также неисполнение гражданским служащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции законодательством Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что перечень нарушений по сути определен, понятие "малозначительности совершенного коррупционного правонарушения" носит оценочный характер, и возможность применения такого взыскания как замечание, предполагает наличие значительной доли усмотрения, поскольку проектируемая норма не устанавливает соответствующих квалифицирующих признаков.
Следует также отметить, что за совершение гражданским служащим деяний, предусмотренных статьей 59.1 Федерального закона N 79-ФЗ, возможно применение в качестве взыскания не только замечания, как это определено законопроектом, но и вынесение таких взысканий как выговор и предупреждение о неполном должностном соответствии.
Принимая во внимание то, что аналогичными проектируемыми нормами, изменяющими федеральные законы, регулирующие прохождение государственной службы иных видов, устанавливается различный перечень взысканий (замечание, выговор, или и то и другое) за совершение малозначительного коррупционного правонарушения, предлагаемый подход также требует пояснений, поскольку должны соблюдаться требования соразмерности правовой ответственности за совершенное аналогичное виновное деяние.
Кроме того, по нашему мнению, в целях однозначности толкования и применения, было бы целесообразно уточнить уровень актов, которыми могут утверждаться перечни должностей муниципальной службы, при поступлении на которые граждане обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласовав его с нормами статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ, устанавливающей правовую основу противодействия коррупции, а также части 4 статьи 5 этого же федерального закона, определяющей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Помимо этого, применяемую в законопроекте терминологию, следовало бы соотнести с действующими нормами Федерального закона N 79-ФЗ, а также положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в части применения понятий "осуществление полномочий по должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и по должности муниципальной службы".
Поскольку ни государственные гражданские служащие, ни муниципальные служащие не наделены собственными полномочиями, а осуществляют деятельность, по обеспечению полномочий соответствующих органов и должностных лиц, применение по отношению к ним термина "осуществление полномочий" не вполне корректно.
Учитывая, что указанные замечания могут обсуждены и при необходимости учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, Комитет поддерживает проект федерального закона N 552755-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе его принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.