Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 604509-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации",
внесенному депутатами Государственной Думы В.Е. Деньгиным, В.В Парахиным, Д.Н. Вороненковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Часть 2 статьи 1 законопроекта предлагает дополнить статью 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Закон) положением о приостановлении деятельности средства массовой информации в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа. Данное положение законопроекта необходимо согласовать с нормой части 5 статьи 16 Закона, в соответствии с которой приостановление судом деятельности средства массовой информации возможно только в качестве обеспечения иска.
Статья 19.1 Закона в проекте излагается в новой редакции, содержащей, с одной стороны, запрет на создание либо участие в учреждаемых или действующих в Российской Федерации средствах массовой информации в отношении российского юридического лица с иностранным участием не зависимо от доли такого участия, с другой стороны, разрешение на опосредованное участие в таких средствах массовой информации российским юридическим лицам с иностранным участием, не превышающим 20 процентов. В связи с этим полагаем, что части 1 и 2 проектируемой статьи 19.1 нуждаются в согласовании. В части третьей статьи 19.1 в предлагаемой редакции не допускается упомянутым лицам устанавливать контроль в иной форме над учредителем либо над редакцией средства массовой информации, позволяющей "владеть, управлять, контролировать учредителя или редакцию", а также фактически определять принимаемые ими решения. Поскольку данные ограничения могут затронуть сферу трудовых отношений (например, при заключении трудового контракта с главным редактором либо с директором учредителя), постольку необходимо учитывать в том числе такой принцип трудового права, как запрет на дискриминацию в сфере труда. Во избежание неоднозначного толкования проектируемой нормы её следует конкретизировать. Проект также устанавливает запрет указанным лицам осуществлять права, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (участвовать в управлении делами корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия и т.д.), а также предлагает не учитывать принадлежащие этим лицам голоса при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов. Полагаем, что указанные положения проекта нуждаются в дополнительном обсуждении с учетом того, что лишение участников хозяйственных обществ корпоративных прав обусловливает утрату акцией свойств ценной бумаги, а доли участия в обществе никаких прав его обладателю не предоставляют. Кроме того, положение части 5 проектируемой статьи 19.1 о том, что любые сделки, которые приводят к нарушению требований настоящей статьи, являются ничтожными, ограничивает обращение в гражданском обороте акций и долей организаций, выступающих в качестве учредителей либо редакцией средства массовой информации.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.