Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 15 сентября 2014 г. N 56-5
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 245626-6 "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части изменения срока переименования образовательных учреждений),
внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Н.В. Левичевым и В.Е. Шудеговым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с действующими нормами статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон об образовании) наименования и уставы образовательных учреждений (часть 5), а также выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (часть 9) должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом об образовании не позднее 1 января 2016 года.
Авторы представленного законопроекта предлагают продлить предусмотренные сроки до 1 января 2020 года, мотивируя это тем, что:
переименованию подлежат все ныне действующие образовательные учреждения, поэтому работы по переименованию потребуют значительных временных затрат, связанных с переоформлением множества всевозможных юридически значимых документов (наряду с внесением изменений в уставы, переоформлением лицензий на право ведения образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, переоформлению должны подлежать договоры с обучающимися и сотрудниками, многочисленные хозяйственные договоры, иные локальные акты, а также печати, вывески и прочие атрибуты);
работы по переименованию потребуют серьезных финансовых затрат;
отсутствует необходимость в выполнении таких работ в течение ближайших 3-х лет.
Комитет Государственной Думы по образованию не разделяет позицию авторов законопроекта, полагая, что законодательно закрепленные сроки для приведения необходимых документов в соответствие с новыми требованиями Федерального закона об образовании являются реальными и изменять их нецелесообразно. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июня 2013 года N ДЛ-151/17 "О наименовании образовательных учреждений" представлены подробные разъяснения образовательным учреждениям в части их возможного переименования, из которых следует, что не все образовательные учреждения подлежат переименованию в рамках Федерального закона об образовании. В частности, переименования образовательного учреждения не потребуется в случае сохранения его типа. Кроме того, в наименовании образовательных учреждений слово "учреждение" не требуется заменять словом "организация", поскольку Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц - "организация".
Следует иметь в виду, что внесение изменений в уставы образовательных учреждений потребуется не только в связи с переименованием образовательных учреждений, но и с необходимостью разработки и принятия документов, регламентирующих организацию образовательного процесса. Так, согласно части 2 статьи 55 Федерального закона об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) со своим уставомё лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
Проектируемое в законопроекте увеличение срока переименования образовательных учреждений до 1 января 2020 года может привести к противоречиям во внутренних документах образовательной организации, касающихся регламентации образовательного процесса, и к несоответствию этих документов действующему законодательству в области образования.
Следует также иметь в виду, что изменения в уставы образовательных учреждений вносятся достаточно часто, поэтому для большинства образовательных учреждений изменения уставов, связанные с их переименованием, могут быть сопряжены с другими изменениями, что не повлечет дополнительных незапланированных расходов образовательной организации. Кроме того, предложенный авторами законопроекта подход не согласуется с иными сроками, установленными в статье 108 Федерального закона об образовании в переходный период.
На законопроект имеется официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект, считая, что увеличение сроков приведения соответствующих актов в соответствие с Федеральным законом об образовании приведет к неоправданному затягиванию полноценной реализации Федерального закона об образовании, длительному отсутствию единообразия в правоприменительной практике.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы правовых замечаний концептуального характера по законопроекту не содержится.
На законопроект поступили отзывы от:
- законодательных (представительных) органов государственной власти 28 субъектов Российской Федерации, причем 5 из них отрицательные,
- высших исполнительных органов государственной власти 46 субъектов Российской Федерации, причем 14 из них отрицательные.
14 субъектов Российской Федерации поддержали данный законопроект, 2 субъекта Российской Федерации не поддержали данный законопроект.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по образованию считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона N 245626-6 "О внесении изменений в статью 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части изменения срока переименования образовательных учреждений) отклонить в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.