Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 295616-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к реализации биологически активных добавок"
(в части изменения требований к реализации биологически активных добавок)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 295616-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к реализации биологически активных добавок" (в части изменения требований к реализации биологически активных добавок), внесенный депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым, а также А.В. Беляковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях недопущения дезинформации и создания у потребителей ложного впечатления о том, что биологически активные добавки к пище являются лекарственными средствами. Для достижения указанных целей предлагается запретить указывать на этикетках и листках-вкладышах биологически активных добавок названия болезней и (или) их симптомов, словосочетания "помогает от", а также обязать размещать информацию, что биологически активные добавки применяются только с пищей. Также законопроектом предлагается установить требования к продаже БАД только в аптечных организациях и ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение данной нормы.
Комитет по охране здоровья разделяет озабоченность авторов необходимостью совершенствования законодательства в сфере обращения биологически активных добавок к пище. В частности, в течение шестого созыва Государственной Думы проведены "круглый стол" и парламентские слушания по данной тематике.
Вместе с тем обращаем внимание, что законопроект вносился авторами в Государственную Думу 07.12.2009, то есть до даты вступления в силу нормативных правовых документов, устанавливающих требования к качеству и безопасности пищевой продукции в Российской Федерации, которыми сегодня являются наднациональные нормативные правовые акты - технические регламенты Таможенного союза. В частности, Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880, утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" вступивший в силу с 01.07.2013. Аналогичным Решением Комиссии Таможенного союза N 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", вступивший в силу с 01.07.2013. Статьей 4 указанного технического регламента установлены требования к составу пищевой продукции и маркировке пищевой продукции, к способам ее доведения до потребителя. Внесение изменений в указанные наднациональные нормативные правовые акты возможно только Решением Комиссии Таможенного союза.
Комитет также отмечает, что техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" дано определение биологически активных добавок к пище (БАД) как природных и (или) идентичных природным биологически активных веществ, а также пробиотических микроорганизмов, предназначенных для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 20 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пунктом, в соответствии с которым реализация биологически активных добавок должна осуществляться только в аптечных учреждениях. Предлагаемое законопроектом регулирование не соотносится со статьями 4 и 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и со статьей 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Санкцию проектируемой статьи 14.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требуется соотнести с частью 1 статьи 3.5 КоАП РФ, устанавливающей максимальный размер административного штрафа для граждан в пять тысяч рублей. Вместе с тем проектом не предусмотрено, кто будет составлять протоколы, а также рассматривать дела по указанной статье.
Дополнительно сообщаем, что за нарушение требований технических регламентов в статьях 14.43, 14.44, 14.46.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность, достигающая административного штрафа для граждан до пяти тысяч рублей, должностных лиц до сорока тысяч рублей, юридических лиц до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 295616-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части изменения требований к реализации биологически активных добавок" (в части изменения требований к реализации биологически активных добавок) и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 18 сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.