Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 648549-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование проведения экспертизы отчетов об оценке саморегулируемыми организациями оценщиков путем уточнения области ее применения, видов проводимых экспертиз, а также повышения информационной открытости в данной сфере.
Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке) предусмотрены два вида экспертизы:
на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза);
на подтверждение стоимости объекта оценки.
В настоящее время Законом об оценке предусмотрено проведение нормативно-методической экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости и отчетов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Законодательством об акционерных обществах и о несостоятельности (банкротстве) в некоторых случаях в целях защиты имущественных государственных интересов и интересов оценщиков также предусмотрено проведение экспертизы отчетов об оценке.
Вместе с тем опыт проведенных работ по определению кадастровой стоимости и оспаривания соответствующих результатов, а также проведения экспертизы в иных случаях, в том числе предусмотренных законодательством, показал необходимость проведения одного вида экспертизы, включающего как проверку отчета об оценке на соответствие установленным требованиям, так и на подтверждение стоимости, поскольку результатом оценки является именно стоимость, определенная в отчете об оценке, и проведение экспертизы на подтверждение стоимости направлено как на защиту государственных, так и частных интересов.
Анализ международного опыта и нормативно-правовой базы в сфере экспертизы отчетов об оценке показал, что в мировой практике экспертиза отчетов об оценке также подразделяется на несколько видов, однако значительное внимание уделяется итоговой величине стоимости.
В этой связи законопроектом предлагается определить один вид экспертизы отчетов об оценке: на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.
Ввиду того, что экспертиза на подтверждение стоимости является более трудоемкой, чем нормативно-методическая экспертиза, и требует большего количества времени на ее проведение, законопроектом предусмотрено увеличение срока проведения экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости с тридцати до сорока пяти рабочих дней и установление органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, особенностей проведения экспертизы, в частности отчетов об определении кадастровой стоимости.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, установленном Законом об оценке, помимо отчета об оценке также требуется и подготовка экспертного заключения на него, при этом плата за проведение экспертизы на подтверждение стоимости в большинстве случаев значительно превышает плату за проведение нормативно-методической экспертизы, которые устанавливаются саморегулируемыми организациями самостоятельно.
В целях защиты интересов граждан законопроектом предлагается установить, что максимальная цена проведения экспертизы отчетов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Исследование официальных сайтов саморегулируемых организаций оценщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" показало, что информация о проведении экспертизы в отсутствие установленных требований не всегда раскрывается в достаточном для потребителей объеме. При этом механизм определения цены проведения экспертизы не всегда является отрытым и прозрачным.
С учетом изложенного законопроектом также предлагается установить обязанность саморегулируемых организаций оценщиков раскрывать на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о цене, порядке проведения экспертизы отчетов и о ее результатах. Кроме того, предлагается установить, что к исключительной компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков также относится утверждение цен проведения экспертизы отчетов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" потребует:
а) принятия нормативного правового акта уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, устанавливающего максимальную цену проведения экспертизы отчетов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества.
Целью принятия указанного нормативного правового акта является защита интересов граждан путем установления максимальной стоимости работы (услуги) по проведению экспертизы отчетов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок исполнения - до 1 июня 2015 года;
б) принятия нормативного правового акта уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, устанавливающего особенности проведения экспертизы отчетов об определении отдельных видов стоимости (в частности, кадастровой стоимости), в том числе подтверждения стоимости объекта оценки.
Целью принятия указанного нормативного правового акта является установление особенностей проведения экспертизы отчетов об определении видов стоимостей, отличных от рыночной стоимости, ввиду специфики их определения.
Головной исполнитель - Минэкономразвития России.
Срок исполнения - до 1 июля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.