Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 648320-6 "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается признать утратившим силу норму, позволяющую субъектам Российской федерации устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль для отдельных налогоплательщиков.
Формирование доходной базы субъектов Российской Федерации характеризуется ее ежегодным снижением и увеличением долговых обязательств, что является причиной напряженности в сбалансированности бюджетов всех уровней. Значительное влияние на формирование доходной базы регионов оказывает предоставление налоговых льгот и преференций по отдельным налогам и сборам, устанавливаемых как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Выпадающие доходы консолидированных бюджетов регионов в результате предоставления льгот на всех уровнях составляют более 650 млрд. руб. или 8,3% доходов консолидированных бюджетов регионов.
Неоднократно, в том числе в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации, рекомендациях Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации отмечалась необходимость проведения инвентаризации и оптимизации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам, предлагалось Правительству Российской Федерации разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, определить перечень неэффективных налоговых льгот и график их поэтапного сокращения. До настоящего периода данный вопрос не решен.
Около 50 процентов в структуре льгот составляют льготы от применения пониженной ставки по налогу на прибыль. Согласно данных Счетной палаты Российской Федерации по итогам проведенного анализа пониженную ставку налога на прибыль организаций для различных категорий налогоплательщиков применяют 63 региона, выпадающие доходы от применения льгот и преференций по налогу на прибыль организаций в период с 2010 года по I полугодие 2012 года составили 1027,1 млрд. рублей.
При этом именно налог на прибыль демонстрирует снижение поступлений в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов, что вызывает сомнения в эффективности применения указанной льготы. Отсутствие разработанных на федеральном уровне критериев и методик оценки эффективности льгот также усугубляет ситуацию, так как приводит к применению в регионах различных подходов к их установлению и оценке эффективности.
В абсолютном большинстве случаев пониженная ставка предоставляется предприятиям, осуществляющим деятельность связанной с добычей углеводородного сырья, которые являются крупнейшими налогоплательщиками, входящие в консолидированные группы налогоплательщиков, что не способствует привлечению инвестиций в ненефтегазовый сектор и повышению ненефтегазовых доходов. Кроме того, в силу особенности исчисления налога на прибыль налоговая база для указанной категории налогоплательщиков может подвергаться значительным изменениям и дает возможность переводить финансовые потоки из регионов, что становится дополнительным поводом при принятии решений главами субъектов о предоставлении льгот данным предприятиям.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившим силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 284 Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.