Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 535567-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом понятие "разрешение на работу" излагается в новой редакции. При этом из его содержания исключается указание на то, что разрешением на работу является также документ, подтверждающий право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. Вместе с тем, данное исключение не согласуется с нормами пунктов 1 - 3 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в которые проектом федерального закона изменения не вносятся (пункт 1 статьи 1 законопроекта), а также не согласуется с пунктом 1 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона.
Положение, уточняющее определение понятия "патент" возможной формой выдачи патента - пластиковая карта с электронным носителем информации (подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта), является избыточным, исходя из проектируемого пункта 29 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 6 статьи 1 проекта), устанавливающего компетенцию по утверждению формы патента.
Новую редакцию абзаца второго пункта 5 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ необходимо дополнить, указав место пребывания иностранного гражданина, срок временного пребывания которого продлевается - Российская Федерация.
Из предлагаемой редакции пункта 9 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ неясно, о каких организациях, уполномоченных субъектом Российской Федерации, наделяемых правом оказывать содействие в оказании государственных услуг за счет средств федерального бюджета, идет речь, учитывая нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Изменения в абзац первый пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ требуют корреспондирующих изменений в отношении патента в пункты 2 и 3 указанной статьи (пункт 3 статьи 1 законопроекта).
В связи с проектируемыми изменениями в статью 13 Федерального закона N 115-ФЗ обращаем внимание, что в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект N 393946-6 "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства", принятый в первом чтении (постановление Государственной Думы от 12 февраля 2014 года N 3776-6 ГД), предусматривающий внесение изменений в статью 13 Федерального закона N 115-ФЗ.
Предлагаемые законопроектом изменения, предполагающие принятие правовых актов субъектами Российской Федерации по вопросам, связанным с осуществлением трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам, не согласуются со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ, в соответствии с которой регулирование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В абзаце третьем пункта 1 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ следует также говорить и о патенте, поскольку в данном случае речь идет о всех работодателях и заказчиках работ (услуг), а не только о тех, которые привлекают иностранных граждан для работы только по трудовому договору или гражданско-правовому договору на выполнение работ (оказание услуг).
Положение, наделяющее высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом устанавливать перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг (проектируемые редакции подпункта 4 пункта 2 и подпункта 5 пункта 9 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ), не согласуется с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), в соответствии с которой порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Замечания аналогичного характера касается и других норм законопроекта, которыми регулируются вопросы оказания медицинской помощи иностранным гражданам.
Кроме того, используемое наименование "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации_" в ряде положений законопроекта нуждается в терминологической доработке, исходя из Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в котором используется понятие "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)".
Обращаем внимание, что из проектируемых положений неясно о каком решении, связанном с предоставлением документов для получения патента (проектируемый подпункт 4 пункта 2 статьи 13.3), идет речь.
Предоставление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации) права устанавливать перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории субъекта Российской Федерации документов, подтверждающих отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), не согласуется со статьей 15 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций.
Из предлагаемой редакции пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ неясно, каким образом будет осуществляться разграничение полномочий по принятию решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации и территории субъекта Российской Федерации между Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В пункте 7 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ необходимо указать, что копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) должен предоставить только тот иностранный гражданин, который осуществляет свою деятельность у работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами, что также будет соответствовать нормам подпункта 11 пункта 9 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона. Замечания аналогичного характера относятся к подпункту 5 пункта 23 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "подпункта 11 пункта 9" следует читать "подпункта 9 пункта 9"
В абзаце втором подпункта 5 пункта 9 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ необходимо говорить не о получении, а о переоформлении патента.
Полагаем, что положения абзаца второго пункта 13 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ являются излишними, так как общий срок действия патента определен в пункте 5 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона.
Проектируемая редакция пункта 17 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которому высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предоставляется право принимать решение об информации, содержащейся в выдаваемом патенте, противоречит проектируемому пункту 29 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 6 статьи 1 проекта), которым устанавливается компетенция федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по утверждению формы патента.
Предложенная редакция пункта 29 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ не согласуется со статьей 26.8 Федерального закона N 184-ФЗ, в соответствии с которой соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение законопроекта о наделении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных работников (пункт 6 статьи 18.1 Федерального закона N 115-ФЗ) не согласуется со статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", относящей к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере принятие мер по реализации трудовых прав граждан, обеспечение проведения единой государственной миграционной политики.
В абзаце втором нового пункта 6 статьи 18.1 слова "трудовой договор (контракт)" заменить словами "трудовой договор", что будет соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
В проектируемом пункте 1 статьи 13.3 (пункт 6 статьи 1 проекта) указаны неисполненные постановления о назначении административных наказаний. Полагаем необходимым учесть, что согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В диспозиции части 1 статьи 18.10 Кодекса (подпункт "а" пункта 2 статьи 3 проекта) устанавливается административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание. При этом не учтено, что требование наличия разрешения на работу или патента (пункт 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, подпункт "б" пункта 3 статьи 1 проекта) не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. Запрет на осуществление трудовой деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано разрешение на работу или патент, установлен для временного пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 4.2 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, подпункт "г" пункта 3 статьи 1 проекта). Данное замечание относится к изменениям в абзац первый части 1 статьи 18.15 Кодекса (подпункт "а" пункта 3 статьи 3 проекта).
В отношении изменений в часть 1 статьи 18.10 (пункт 2 статьи 3 проекта) и часть 1 статьи 18.15 Кодекса (пункт 3 статьи 3 проекта) обращаем внимание, что в указанных положениях Федерального закона N 115-ФЗ для временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства также установлен запрет осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (см. также пункт 17 проектируемой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ - пункт 6 статьи 1 проекта).
В отношении новой части 4 статьи 18.10 Кодекса (подпункт "б" пункта 2 статьи 3 проекта) обращаем внимание, что помимо срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте, проектируемыми изменениями в Федеральный закон N 115-ФЗ предусматривается срок для обращения за переоформлением патента (пункты 8 и 15 статьи 13.3 в новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ - пункт 6 статьи 1 проекта).
В части изменений в часть 2 статьи 18.16 Кодекса (пункт 4 статьи 3 проекта) следует определить, предполагается ли уточнить диспозицию не только в части привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу, но и в части привлечения к трудовой деятельности указанных лиц не в том субъекте Российской Федерации, в котором выдано разрешение на работу или патент.
Размер административного штрафа за нарушение срока обращения за выдачей патента, установленный в новой статье 18.20 (пункт 5 статьи 3 проекта), следует согласовать с размерами штрафов, установленных в частях статьи 18.10 Кодекса за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента.
Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 18.20, отнесено к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, указанных в статье 23.67 Кодекса (пункт 6 статьи 3 проекта), оговаривать отдельно полномочие должностных лиц указанных органов по составлению протоколов о тех же правонарушениях в пункте 15 части 2 статьи 28.3 Кодекса, нет необходимости (подпункт "б" пункта 7 статьи 3 проекта).
Проектируемые изменения в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" противоречат части 1 статьи 8 данного Федерального закона, предусматривающей, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В статье 2 законопроекта после слова "патента" следует дополнить слова ", предоставляющего право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации", что будет соответствовать терминологии, используемой в пункте "п" части первой статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации".
По тексту законопроекта следует уточнить ряд положений отсылочного характера, например пункт 11 проектируемой статьи 13.3 и др.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.