Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 535567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")
(второе чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Новое определение "разрешение на работу" (подпункт "а" пункт 1 статьи 1 проекта) означает документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности. Обращаем внимание, что оно не согласуется с проектируемой редакцией пункта 4.6 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 115-ФЗ), согласно которой разрешение на работу выдается иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Данной категории иностранных граждан для временного осуществления трудовой деятельности согласно законопроекту должен выдаваться патент.
Предлагаемые законопроектом изменения, предполагающие принятие правовых актов субъектов Российской Федерации, не согласуются со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ, в соответствии с которой регулирование правового положения иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Проектируемая редакция пункта 9 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, в которой речь идет об организации, уполномоченной субъектом Российской Федерации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги без привлечения средств федерального бюджета, не согласуется с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку проектом не предусмотрена передача соответствующих полномочий на уровень субъекта Российской Федерации.
Положение законопроекта, наделяющее высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием по установлению перечня медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранными гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг (редакция подпункта 4 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ), не согласуется с частью 4 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
Из предлагаемой редакции пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ неясно, каким образом будет осуществляться разграничение полномочий по принятию решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации и территории субъекта Российской Федерации между Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Проектируемая редакция пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которому высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предоставляется право принимать решение об информации, содержащейся в выдаваемом патенте, противоречит проектируемому пункту 28 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ (пункт 6 статьи 1 проекта), которым устанавливается компетенция федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по утверждению формы патента.
Предложенная редакция пункта 28 статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ не согласуется со статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в соответствии с которой соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение законопроекта о наделении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных работников не согласуется со статьей 16 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которой к полномочиям Правительства Российской Федерации в социальной сфере относится принятие мер по реализации трудовых прав граждан, обеспечение проведения единой государственной миграционной политики.
Изменения в Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" противоречат части 1 статьи 8 указанного Федерального закона, предусматривающей, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В пункте 5 статьи 13.2 Федерального закона N 115-ФЗ и проектируемом пункте 1 статьи 13.3 (пункт 6 статьи 1 проекта) указаны неисполненные постановления о назначении административных наказаний. Полагаем необходимым учесть, что согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
В диспозиции части 1 статьи 18.10 Кодекса (подпункт "а" пункта 2 статьи 3 проекта) устанавливается административная ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на временное проживание. При этом не учтено, что требование наличия разрешения на работу или патента (пункт 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, подпункт "б" пункта 3 статьи 1 проекта) не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. При этом отмечаем, что запрет на осуществление трудовой деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину или лицу без гражданства выдано разрешение на работу или патент, установлен для временного пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт 4.2 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ, подпункт "г" пункта 3 статьи 1 проекта). Данное замечание относится к изменениям в абзац первый части 1 статьи 18.15 Кодекса (подпункт "а" пункта 3 статьи 3 проекта).
В отношении изменений в часть 1 статьи 18.10 (пункт 2 статьи 3 проекта) и часть 1 статьи 18.15 Кодекса (пункт 3 статьи 3 проекта) обращаем внимание, что в указанных положениях Федерального закона N 115-ФЗ для временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства также установлен запрет осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. (см. также пункт 16 проектируемой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ - пункт 6 статьи 1 проекта).
Согласно статье 2 Федерального закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранного гражданина - работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). При этом Федеральный закон N 115-ФЗ распространяет обязанность заключения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) на всех работодателей без отнесения их к какой-либо категории (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, физическое лицо). В связи с этим, полагаем, что норма подпункта 9 пункта 9 новой редакции статьи 13.3 Федерального закона N 115-ФЗ должна содержать в себе указание и на предоставление копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных иностранным гражданином с работодателем - физическим лицом.
По тексту законопроекта следует уточнить ряд положений отсылочного характера, например пункт 20 проектируемой статьи 13.3 и др.
Замечания лингвостилистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.