Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 649934-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание"
Досье на проект федерального закона
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на сегодняшний день остается крайне значимой. Законодательство Российской Федерации закрепляет за каждым ребенком право жить и воспитываться в семье и предлагает различные формы семейного воспитания детей-сирот: усыновление (удочерение), опека (попечительство), в том числе приемная семья.
В последние годы сокращается число детей, остающихся без попечения родителей, одновременно растет устройство детей в семьи. В 2013 году на все формы семейного устройства было передано 62973 ребенка, что больше, чем в 2012 году. Увеличивается число детей-инвалидов, устроенных в семьи - в 2013 году было устроено 1465 детей-инвалидов (на 51% больше, чем в 2012 году). Сокращается федеральный банк данных о детях-сиротах, на начало октября в нем содержалась информация о 93 тысячах детей-сирот, тогда как на начало 2013 года - 199 тысячах детей-сирот.
К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Безвозмездная опека являющаяся, прежде всего, родственной опекой также имеет свои ограничения. Дети, не имеющие близких родственников, способных взять их на воспитание, требующие особой заботы и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, нередко, испытывают трудности в семейном устройстве, продолжают жить и воспитываться в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Зачастую только приемная семья может обеспечить таким детям право на семейное воспитание.
Приемные родители, которые берут на себя воспитание детей-сирот, заслуживают огромного уважения и поддержки государства и общества. Недостаточное использование потенциала приемной семьи как формы семейного устройства на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института.
В целях активизации процессов семейного устройства детей-сирот законопроектом предлагается установить дополнительный механизм устройства детей-сирот в семью. Так, дети могут быть переданы на возмездную опеку, при этом к опекунам - социальным воспитателям будут применяться правила трудового законодательства.
Законопроектом предлагается установить, что категории и количество детей, которые могут быть переданы на социальное воспитание в одну семью, определяются законодательством субъекта Российской Федерации. Предполагается, что, прежде всего, это будут дети-инвалиды, дети старшего возраста и кровные братья и сестры.
Дети-сироты зачастую имеют значительный стаж институционализации и более значимые проблемы, обусловленные негативным опытом жизни в неблагополучной семье, влиянием рисков (более явные проблемы социальной дезадаптации, отставание в обучении и развитии самых разных навыков и умений и т.п.), а также состоянием здоровья. Воспитание таких детей зачастую исключает возможность приемному родителю заниматься иным видом деятельности.
Институт социального воспитателя предполагает заключение с возмездными опекунами трудового договора. Трудовой договор является более определенным фактором гарантий соблюдения сторонами отношений своих прав и обязанностей, условий реализации и совершенствования профессиональных компетенций. Заключение трудового договора позволит социальным воспитателям, имеющим на воспитании, например, более трех детей из указанных категорий, не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных воспитателей будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных воспитателей всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск.
При этом гражданско-правовая форма также сохраняется и является приемлемой для приемных семей, в которой труд по воспитанию детей не обеспечивает полную занятость опекунов (попечителей) или не желающих по иным причинам заключать трудовой договор.
Согласно законопроекту социальными воспитателями одного и того же ребенка не могут быть лица, не состоящие в браке между собой. При этом социальными воспитателям по отношению к принятому под опеку и попечительство ребенку или детям не могут являться родственники, определяемые законодательством субъекта Российской Федерации.
В Трудовой кодекс Российской Федерации законопроектом предлагается ввести новую статью, устанавливающую особенности регулирования труда опекунов и попечителей, выполняющих функции социальных воспитателей.
Предлагается установить, что между социальным воспитателем и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается трудовой договор на выполнение трудовой функции по защите прав и законных интересов детей, которые переданы социальному воспитателю под опеку или попечительство.
Учитывая значимость такого рода деятельности как воспитание детей, социальный воспитатель выполняет определенную трудовым договором трудовую функцию по воспитанию и защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с профессиональным стандартом социального воспитателя. Будущие социальные воспитатели обязаны пройти соответствующую подготовку, предусмотренную пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, организация, с которой заключен трудовой договор, также будет иметь ряд обязанностей в отношении социального воспитателя, в том числе связанных с обеспечением надлежащего воспитания, развития и защиты находящихся на воспитании у социального воспитателя детей. Трудовой договор с социальным воспитателем должен содержать программу развития детей, переданных ему на воспитание.
В случае прекращения опеки или попечительства трудовые отношения с социальным воспитателем будут прекращены. Вместе с тем прекращение трудового договора не повлечет за собой прекращение опеки или попечительства в отношении переданных социальным воспитателям на воспитание детей.
Таким образом, на социального воспитателя распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, что дает возможность предоставления социальному воспитателю всех гарантий, связанных с трудовой деятельностью.
Предложенные законопроектом изменения позволят увеличить численность детей-сирот подросткового возраста, братьев и сестер, детей с ограниченными возможностями здоровья, переданных на воспитание в семьи.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Осуществление финансирования социальных воспитателей, указанных в законопроекте, предполагается за счет перераспределения бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение оказания услуг по содержанию и воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации в части передачи детей на социальное воспитание" потребуется принятие:
1) постановления Правительства Российской Федерации об утверждении порядка передачи ребенка или детей на социальное воспитание и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей, переданных на социальное воспитание.
Обоснование необходимости подготовки - издание соответствующего нормативного правового акта предусмотрено подпунктом "б" пункта 1 статьи 1 законопроекта.
2) постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил заключения и примерной формы трудового договора с социальным воспитателем.
Обоснование необходимости подготовки - издание соответствующего нормативного правового акта предусмотрено абзацем 8 статьи 2 законопроекта.
Учитывая социальную значимость и необходимость установления единообразных подходов к регулированию правового статуса социальных воспитателей в Российской Федерации, представляется целесообразным на федеральном уровне определить правила, структуру и содержание трудового договора с социальным воспитателем.
3) приказа Минобрнауки России об установлении особенностей режима рабочего времени и учета рабочего времени социальных воспитателей.
Обоснование необходимости подготовки - издание соответствующего нормативного правового акта предусмотрено абзацем 9 статьи 2 законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.