Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 652159-6 "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" (далее - законопроект) направлен на совершенствование системы саморегулирования на финансовых рынках.
Целью законопроекта является повышение роли саморегулирования в деятельности участников финансового рынка в условиях их количественного роста и усложнения качественных характеристик финансового рынка, а также повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций в сфере финансовых рынков (далее - СРО) с регулятором. Совершенствование института СРО в России должно привести к повышению конкурентоспособности российского финансового рынка, а также формированию целостной регулятивной системы, отвечающей интересам профессиональных участников различных секторов финансового рынка и обеспечивающей надлежащий уровень контроля за их деятельностью, а также защиту прав потребителей финансовых услуг.
Реализацию поставленных целей предполагается осуществить путем определения общих подходов к построению системы взаимодействия профессионального сообщества различных сегментов финансового рынка с единым регулятором финансового рынка, принципов участия профессиональных объединений в осуществлении регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке, наделения СРО полномочиями по разработке стандартов, норм и правил, дополняющих и (или) детализирующих нормы государственного регулирования.
Развитие системы саморегулирования и повышение ее роли в регуляторном и надзорном процессе предусмотрено Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, а также стало одним из приоритетных направлений в ходе создания на базе Банка России единого регулятора на финансовых рынках, функционирование которого началось с 1 сентября 2013 года.
Законопроект распространяет свое действие на СРО следующих сегментов финансового рынка:
профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии, регистраторы);
управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
акционерные инвестиционные фонды;
негосударственные пенсионные фонды;
субъекты страхового дела;
микрофинансовые организации;
кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
ломбардов.
Сегодня область саморегулирования отличается разрозненностью регулирования. Общие вопросы правоотношений в области саморегулирования на текущем этапе регламентируются Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон N 315-ФЗ). При этом частью 3 статьи 1 Федерального закона N 315-ФЗ предусмотрено, что его действие не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй. В соответствии с Федеральным законом N 315-ФЗ деятельность СРО указанных видов определяется федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности. Таким образом, деятельность СРО на большинстве сегментов финансового рынка осуществляется в соответствии с профильными законами о деятельности соответствующих участников финансового рынка либо не урегулирована вовсе.
Законопроект содержит концептуальные элементы, меняющие существующий механизм саморегулирования на финансовом рынке.
1. Обязательность участия в СРО при наличии СРО на соответствующем сегменте рынка.
Обязательность участия повышает ответственность СРО за соответствующий сегмент финансового рынка, а стандарты и иные правила СРО, обязательные для всех ее участников, в свою очередь, повышают ответственность участников финансового рынка перед СРО.
Законопроект допускает создание до двух СРО одного вида, устанавливая минимальный порог количества участников в 34% от общего количества участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Данное ограничение призвано реализовать принцип добросовестности поведения СРО, основанного на заслуженной репутации, что позволит избежать создания СРО - "однодневок" и процесса неуправляемого открытия и закрытия недобросовестных СРО. Одновременно ограничение минимального числа участников СРО поможет более эффективно выстроить процесс разработки и согласования базовых стандартов. Кроме того, такой подход обусловлен также целью снижения издержек, связанных с настройкой IT систем, отчетностью и документооборотом. В этом контексте представляется, что укрупнение СРО снизит издержки СРО в расчете на одного члена СРО.
Статус СРО присваивается Банком России в отношении определенного вида деятельности - СРО брокеров, СРО дилеров, СРО депозитариев и т.д. Законопроектом не устанавливается запрет на совмещение в одной СРО функций по различным видам деятельности участников финансового рынка в целях снижения издержек участников рынка и исходя из практики функционирования СРО в России.
2. Базовые стандарты.
В соответствии с законопроектом СРО обязана осуществлять разработку базовых стандартов СРО, перечень которых установлен Банком России для данного вида СРО. При наличии нескольких СРО в сегменте базовые стандарты должны быть согласованы между такими СРО, что позволит установить единые правила в важнейших областях регулирования, включая стандарты управления рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля, защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, а также стандарты совершения операций на финансовых рынках. Базовые стандарты обязательны для соблюдения всеми участниками соответствующего сегмента финансового рынка и подлежат согласованию и регистрации в Банке России.
СРО вправе также обратиться в Банк России с инициативой разработки определенных базовых стандартов.
Требование о разработке базовых стандартов позволит осуществить дальнейшее совершенствование действующего регулирования в области финансовых рынков. Базовые стандарты должны разрабатываться в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, предусматривающими основные нормы и принципы деятельности участников финансового рынка. При этом участникам рынка посредством института СРО предоставляется возможность усовершенствовать и упростить порядок осуществления соответствующего вида деятельности.
Разработка и изменение базовых стандартов при непосредственном участии профессионального сообщества обеспечит необходимый уровень унификации регулирования, снижение издержек профессиональных участников и, соответственно, стоимости их услуг для потребителей, а также будет способствовать оперативному изменению и совершенствованию методов и способов регулирования финансового рынка.
Кроме того, унификация регулирования финансового рынка отвечает интересам потребителей финансовых услуг в части значительного упрощения использования и сравнения условий и характеристик предлагаемых услуг и финансовых продуктов.
3. Внутренние стандарты.
Помимо базовых стандартов, обязательных к разработке, СРО также вправе утвердить внутренние стандарты (правила, кодексы), устанавливающие дополнительные требования к осуществлению соответствующего вида деятельности (отдельных ее аспектов). Внутренние стандарты регистрируются в Банке России и обязательны для выполнения членами конкретной СРО.
Внутренними стандартами также регулируются вопросы взаимодействия СРО со своими членами (в том числе условия членства в СРО, порядок проведения проверок СРО деятельности своих членов).
4. Требования к СРО.
4.1. Подтверждение финансовой состоятельности СРО.
Предоставление статуса СРО вновь создаваемым профессиональным объединениям, а также передача СРО дополнительных полномочий по регулированию и надзору осуществляется при условии согласования Банком России сметы, отражающей возможность осуществления саморегулируемой организацией своих функций.
4.2. Квалификационные требования и деловая репутация руководства СРО.
Законопроектом также устанавливаются квалификационные требования и требования к деловой репутации руководства СРО, что направлено на повышение профессионализма управления СРО.
5. Передача полномочий Банка России СРО.
Законопроект наделяет СРО полномочиями осуществлять предварительное рассмотрение документов, подаваемых участником финансового рынка для получения соответствующей лицензии (разрешения), на предмет соответствия лицензионным требованиям.
Указанная мера также повышает степень ответственности СРО за стабильность функционирования соответствующего сегмента финансового рынка и допуск на него только добросовестных участников финансового рынка.
Кроме того, законопроект предусматривает возможность передачи Банком России по инициативе СРО следующих полномочий:
дистанционный/инспекционный надзор за соблюдением требований законодательства и нормативных актов Банка России (в объеме, определяемом Банком России для СРО по конкретному виду деятельности);
сбор обязательной отчетности участников рынка для ее первичной обработки и последующего направления в Банк России;
проведение аттестации руководителей и персонала участников рынка.
6. Членство в СРО.
Участники рынка обязаны вступить в СРО в течение 6 месяцев, следующих за днем получения некоммерческой организацией статуса СРО соответствующего вида. При этом право осуществления определенного вида профессиональной деятельности на финансовом рынке не ставится в зависимость от наличия СРО на соответствующем сегменте - в случае отсутствия СРО соответствующего вида все полномочия по регулированию и надзору остаются у Банка России.
7. Льготный порядок для действующих профессиональных объединений.
Для профессиональных объединений, функционирующих не менее двух лет на момент вступления в силу законопроекта, предусмотрен льготный порядок получения статуса СРО. В отношении таких организаций не устанавливается требование о представлении в Банк России сметы, на основании которой осуществляется их функционирование, а требования в отношении 34% порога участия, квалификации руководителей и наличия разработанных базовых стандартов начинают действовать спустя полтора года.
8. Роль Банка России.
Законопроектом за Банком России закрепляются функции по надзору за деятельностью СРО (дистанционный и инспекционный надзор) с возможным применением санкций в виде наложения штрафов и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.
9. Совет СРО.
Законопроектом предусмотрено создание Совета СРО из числа руководителей СРО в целях координации интересов СРО и их представительства в Банке России. Руководитель Совета СРО вправе участвовать в заседаниях Комитета по финансовому надзору Банка России по вопросам, относящимся к компетенции Совета СРО, с правом совещательного голоса. По отдельным вопросам на заседания Комитета по финансовому надзору Банка России дополнительно могут приглашаться иные руководители СРО.
В целом законопроект также учитывает специфику функционирования СРО на отдельных сегментах финансового рынка - определенные особенности реализуемых ими задач, не противоречащие законопроекту, например, обязательное создание компенсационных фондов, могут быть установлены законодательством, регулирующим соответствующий вид деятельности на финансовом рынке.
Результатом предлагаемых законопроектом изменений должна стать прозрачная, целостная, эффективно функционирующая и стабильная финансовая система Российской Федерации, соблюдающая права и законные интересы розничных инвесторов и создающая условия для снижения рисков индивидуальных инвестиций.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"
Принятие и реализация Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков"
Принятие и реализация Федерального закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.