Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 652011-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Проект Федерального закона) подготовлен в целях совершенствования механизма внедрения на территории Российской Федерации универсальных электронных карт (далее - УЭК).
В настоящий момент федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ 210) предусмотрена выдача УЭК гражданам до 1 января 2015 года только на основании заявлений граждан, а с 1 января 2015 года без подачи такого заявления, причем выдача УЭК всем гражданам, которые своевременно не отказались от получения УЭК.
Отказаться от получения УЭК гражданин сможет только в течение срока, установленного субъектом Российской Федерации и составляющего не менее шестидесяти дней со дня публикации извещения о выпуске УЭК гражданам, не подавшим до 1 января 2015 года заявлений о выдаче им УЭК и не обратившимся с заявлениями об отказе от получения УЭК. Таким образом, действующие нормы ФЗ 210 не оставляют возможности некоторым категориям граждан избежать выпуска в свой адрес УЭК. Например, лицам, не достигшим к 1 января 2015 года возраста получения УЭК или отказа от УЭК, или лицам в силу каких-либо обстоятельств не сумевшим отказаться от УЭК в течение установленного срока.
После 1 января 2015 года ФЗ 210 предусмотрено право гражданина исключительно на отказ от использования УЭК, то есть предусмотрено право на отказ от уже предварительно выпущенной в его адрес УЭК. Выпуск УЭК предполагает открытие от имени гражданина банковского счета в одном из банков. Что, принимая во внимание факт автоматического выпуска гражданину УЭК после 1 января 2015 года, представляет собой принуждение лица к вступлению в коммерческие отношения с банком на навязываемых условиях и противоречит базовым нормам гражданского законодательства.
В целях защиты прав и интересов граждан, не желающих по каким-либо основаниям получать УЭК, и того, чтобы она в их адрес выпускалась, учитывая многочисленные обращения граждан об отказе от получения УЭК и исходя из необходимости экономии средств, Проектом Федерального закона предлагается предусмотреть выдачу УЭК гражданам исключительно на основании их заявлений.
Кроме того, учитывая многочисленные обращения граждан, не желающих получать УЭК, можно сделать вывод о наличии значительного числа граждан, относящихся к следующим категориям:
граждане, которые откажутся от получения УЭК в установленный законодательством срок;
граждане, которые не откажутся от выпуска в их адрес УЭК в установленный законодательством срок, но откажутся от использования УЭК (УЭК будет аннулирована в порядке, установленном Правительством Российской Федерации);
граждане, которые не откажутся от выпуска в их адрес УЭК, но использовать УЭК по различным причинам не будут. К таким причинам относится и отсутствие развитой инфраструктуры, позволяющей в полной мере воспользоваться возможностями, предоставляемыми УЭК.
По последним данным, полученным из открытых источников, с начала 2013 года в РФ выпущено чуть больше 370 тысяч УЭК. Заявок на получение УЭК поступило около 510 тысяч. Таким образом, добровольно готовы использовать УЭК менее 0,6 % населения страны, эти цифры указывают на отсутствие заинтересованности в УЭК среди потенциальных потребителей электронного сервиса.
ФЗ 210 не регламентирует вопросы финансирования процесса внедрения УЭК. Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была признана утратившей силу часть 5 статьи 24 ФЗ 210, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации должно было установить порядок компенсации и (или) софинансирования расходов на выпуск, выдачу и обслуживание УЭК из федерального бюджета.
В связи с изложенным, на субъекты Российской Федерации могут быть возложены расходы по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК. По предварительным расчётам на выпуск УЭК только на территории Московской области в 2015 году может потребоваться более 3 млрд. рублей. Представляется сомнительным, что эти затраты окупятся в виду очевидной невостребованности УЭК гражданами.
Предлагаемый Проект Федерального закона позволит учесть интересы всех граждан, их потребность в получении УЭК, а также упростить процедуру выдачи УЭК и сократить объёмы денежных средств всех участников процесса внедрения УЭК.
Проектом Федерального закона предлагается также дополнить извещение, публикуемое в печатном издании и размещаемое в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацией о праве граждан на отказ от использования УЭК.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" не потребует внесения изменений, дополнений, признания утратившими силу или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.