Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 652294-6 "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на предотвращение негативных последствий для России от вероятного финансового кризиса в США и странах Европейского союза.
Основными показателями устойчивости экономики являются объем и отношение внешнего долга к ВВП, а также соотношение между экспортом и импортом (счёт текущих операций).
Многие экономисты обращают внимание на высокую вероятность полномасштабного долгового кризиса в западных странах.
2012 год |
Отношение внешнего долга % к ВВП |
Счёт текущих операций, млрд. долларов |
Япония |
233 |
+138 |
Греция |
157 |
-22 |
Ирландия |
121 |
+1 |
Италия |
120 |
-66 |
США |
103 |
-450 |
Бельгия |
97 |
+6 |
Португалия |
94 |
-20 |
Сингапур |
91 |
+51 |
Франция |
90 |
-76 |
Великобритания |
86 |
-49 |
Канада |
83 |
-48 |
Германия |
79 |
+164 |
Испания |
67 |
-69 |
Индия |
67 |
-70 |
Швеция |
35 |
+34 |
Ирак |
33 |
-1 |
Китай |
16 |
+455 |
Гаити |
16 |
-0,4 |
Россия |
9 |
+86 |
Политическая элита США и стран Евросоюза не намерена прекращать процесс увеличения долговой пирамиды.
С 1960 года Конгресс США 78 раз поднимал, временно продлевал или пересматривал определение лимита задолженности - 49 раз при президентах-республиканцах и 29 раз при президентах-демократах.
Крупнейшие страны Евросоюза (Великобритания, Германия и Франция) накопили внешние долги в восемь-десять раз превышающие внешний долг России.
Неизбежное разрушение американской и европейской долговых пирамид и дальнейшая ничем необеспеченная эмиссия долларов и евро приведет к разбалансировке международных экономических процессов.
Начало обсуждения в мировых СМИ неизбежного разрушения американской долговой пирамиды и лишения доллара США и евро статуса мировых валют - предвестник будущего финансового кризиса. Нет никакого смысла полагаться на субъективные рейтинги по обязательствам в национальной валюте Standard & Poor's или Moody's и тем более на заявления американских и европейских властей.
Совершенно неважно, кто первым начнет продавать долговые ценные бумаги США или обменивать доллары на евро или фунты стерлингов. Это могут быть и крупные инвестиционные фонды или некоторые находящиеся в экономическом кризисе европейские страны. Валютная паника приведет к отказу других инвесторов покупать обесценивающиеся валютные ценности США и Евросоюза. Доллар США и евро как мировые валюты перестанут существовать.
Вследствие этого перед мировым сообществом возникнет непростая задача выбора новых средств для оплаты товаров и услуг.
Только золото является общепризнанным средством платежа и сбережений. Особенно важную роль золото будет играть в переходный период, до тех пока в международных расчетах место дискредитировавших себя доллара США и евро не займут другие валюты, например, российский рубль и китайский юань.
Власти многих стран мира в последние годы уже санкционировали наращивание объемов золотых резервов. Национальные центральные банки скупают золото, несмотря на очень быстрый рост цен на него.
По мнению экспертов, китайские власти стремятся приблизить свои запасы к объемам золота, накопленным в Германии, Италии и Франции в преддверии объявления юаня конвертируемой валютой.
За 2012 год Бразилия увеличила свои золотые резервы в два раза, Турция - на 84,1%.
Страна |
Золото, в тоннах 01.01.2013 |
Доля золота в общем объеме международных резервов, в % 01.01.2013 |
США |
8 133,6 |
75,5 |
Германия |
3 391,5 |
72,9 |
Италия |
2 451,9 |
72,2 |
Франция |
2 435,4 |
70,6 |
Китай* |
1 054,1 |
1 |
Швейцария |
1 040,1 |
10,5 |
Российская Федерация |
957,8 |
9,5 |
Япония |
765,1 |
3,2 |
Нидерланды |
612,4 |
59,8 |
Индия |
557,7 |
7 |
* Китай не раскрывает динамику изменений в своих золотых запасах с 2009 года.
Золото подорожало на 500% с 2001 года.
В 2011 году в России добыто 188 тонн, а в 2012 году - 200 тонн золота. Центральный банк Российской Федерации ежегодно на внутреннем рынке покупает 66-136 тонн золота.
Добыча и производство золота в Российской Федерации за январь-декабрь 2012 года (расчеты Союза золотопромышленников по данным аффинажных заводов и Гохрана России)
|
2012 год кг |
2011 год кг |
Изменение 2012/2011 |
|
кг |
% |
|||
Добыча |
200344,8 |
188748 |
+11596,8 |
+6,1 |
Попутное |
17460,9 |
14477 |
+2983,9 |
+20,6 |
Вторичное |
8522,4 |
7855 |
+667,4 |
+8,5 |
Всего добыча и производство |
226328,1 |
211080 |
+15248,1 |
+7,2 |
Представляется, что для нашей страны столь низкие объем и темпы наращивания золотых резервов являются угрозой для финансовой стабильности в будущем. По объемам золота Россия официально уступает шести странам мира.
Законопроектом предлагается:
1) запретить продажу аффинированного золота в стандартном виде и золота в стандартных и мерных слитках нерезидентам и вывоз их с территории Российской Федерации;
2) предоставить право золотодобытчикам и иным владельцам российского золота в стандартном виде продавать не востребованное на внутреннем рынке золото в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по цене равной его рыночной стоимости.
С одной стороны за счет средств федерального бюджета будет оказана государственная поддержка субъектам внутреннего рынка драгоценных металлов, а не иностранным золототорговцам, а с другой стороны - существенно возрастут золотые резервы России.
Нарушители предлагаемой правовой нормы будут привлекаться к уголовной и административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 30 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").
Следует отметить, что продажа нерезидентам и вывоз из России ювелирных, бытовых и технических золотых изделий данным законопроектом не ограничивается.
Принятие данного федерального закона позволит обезопасить национальные интересы России в случае реализации негативного сценария краха западной долговой системы и запустить процесс получения рублем статуса мировой резервной валюты, чему будет способствовать низкий размер внешнего долга и большой объем национальных золотых резервов.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета в размере 170 млрд. рублей.
Указанный объем бюджетных ассигнований определён по следующей формуле:
1 700 (рублей) х 100 000 000 (грамм) = 170 млрд. рублей, где
1 700 (рублей) - планируемая рыночная стоимость одного грамма золота в 2014 году;
100 (тонн) - планируемый объем золота, который предложат в 2014 году золотодобытчики и иные владельцы российского золота в стандартном виде федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в статьи 1 и 20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.