Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 654618-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Кодекс) разработан в целях совершенствования законодательства в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Частью 2 статьи 48 Кодекса в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел 10 "перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда. Однако эта норма содержит оговорку "в случае подготовки соответствующей проектной документации", которая делает необязательным подготовку и включение этого раздела в проектную документацию.
Соответственно, этот раздел не отнесен в пункте 3 части 7 статьи 51 Кодекса к документам, прилагаемым к заявлению о выдаче разрешения на строительство. При этом в части 10 этой статьи предусматривается, что для получения разрешения на строительство не допускается требовать иные документы. Таким образом, орган, выдающий разрешение на строительство по сути лишен возможности требовать от застройщика проектирования и строительства объекта в строгом соответствии с нормами по обеспечению доступной среды.
Несмотря на то, что частью 18 статьи 51 Кодекса предусмотрена обязанность застройщика в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство передать этот раздел проектной документации в орган государственной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, однако это необходимо только для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, что не гарантирует обязательного поведения экспертизы проекта в этой части на надлежащем уровне.
Совершенно неконтролируемой ситуация становится при строительстве объектов, для которых не предусмотрена экспертиза проектной документации. В статье 49 Кодекса указано, что экспертиза не проводится в отношении проектной документации некоторых "малоэтажных" объектов капитального строительства, в том числе по пунктам 3-5 части 2 упомянутой статьи. Среди них объекты транспортной и социальной инфраструктур с количеством этажей не более чем три, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров.
Однако именно в таких зданиях и располагаются, как правило, организации малого бизнеса, которые оказывают услуги населению (магазины, аптеки, юридические консультации и другие). В результате большинство этих зданий, а соответственно, и многие жизненно важные услуги, которые в них оказываются, остаются недоступными для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Таким образом, ситуации, когда раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" обязателен в составе проектной документации, а когда может отсутствовать, законодательством не уточняются и этот раздел может не предоставляться в орган, выдавший разрешение на строительство. И в случаях, когда в проектной документации отсутствуют мероприятия, направленные на обеспечения доступа инвалидов, при вводе объекта в эксплуатацию их отсутствие не послужит основанием для отказа, так как построенный или реконструированный объект будет соответствовать проектной документации.
Неопределенная ситуация закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, которым утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. В пункте 7 этого Положения указано, что необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.
Как следует далее из текста, обязательными к разработке в полном объеме являются разделы 5, 6, 9 и 11 при финансировании строительства из бюджета: "Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28-31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.".
Данный законопроект предусматривает исключение слов "в случае подготовки соответствующей проектной документации" в пункте 10 части 12 статьи 48, дополнение части 7 статьи 51 пунктом 4.1, в соответствии с которым застройщик при получении разрешения на строительство должен в случае, если экспертиза проектной документации не проводится, представить перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктур. Также данным законопроектом (дополнением пункта 4 части 17 статьи 51) исключаются ситуации, когда выдача разрешения на строительство не требуется, если изменения объектов капитального строительства не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, но при этом затрагиваются вопросы по обеспечению доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктур.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, которая является основополагающим правовым документом при работе с инвалидами. В данной Конвенция подчеркивается, что для инвалидов "важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения", "поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие федеральные законы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.