Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 343782-6 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части отмены комиссионного вознаграждения при оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 343782-6 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части отмены комиссионного вознаграждения при оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг) (далее - законопроект), внесенный депутатом Государственной Думы М.В. Дегтяревым.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предполагающее запретить Сберегательному банку Российской Федерации взимать комиссионное вознаграждение при осуществлении приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, многие собственники и наниматели жилых помещений считают несправедливой ситуацию, когда государственные органы власти сначала определяют допустимые размеры тарифов на коммунальные услуги, а контролируемая ими структура получает прибыль в виде комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги.
По мнению Комитета, проблема, поднятая автором законопроекта, действительно существует. В настоящее время величина расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг действительно становится всё более обременительной для большинства граждан нашей страны. В условиях ежегодного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги любые сопутствующие этому расходы (зачастую довольно ощутимые расходы) негативно отражаются на материальном благосостоянии российских граждан.
Между тем необходимо отметить что, на сегодняшний день, одной из востребованных услуг по приему платежей физических лиц, принимаемых Сбербанком России в пользу юридических лиц, является услуга по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги. Сбербанк России обладает широкой сетью отделений, что позволяет осуществлять прием платежей даже в самых отдаленных населенных пунктах страны.
В то же время, согласно нормам статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", комиссионное вознаграждение по банковским операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено указанным федеральным законом.
Таким образом, услуга по приему платы от граждан за жилищно-коммунальные услуги осуществляется Сбербанком России на договорной основе. Понесенные кредитной организацией расходы на оказание таких услуг должны быть этой организации кем-то возмещены. Если законодательно предусмотреть, что прием платы за жилищно-коммунальные услуги от граждан осуществляется Сбербанком России без взимания комиссионного вознаграждения, то есть эта услуга не оплачивается клиентом, то законопроектом необходимо предусмотреть порядок компенсации расходов на оказание такой услуги.
В пояснительной записке к законопроекту также отмечено, что ОАО "Сбербанк России" имеет непосредственное отношение к государству и 52% акций Сбербанка принадлежит Центральному банку Российской Федерации.
По мнению Комитета, этот факт не может являться основанием для законодательного закрепления нормы, при которой Сбербанк России не имеет право взимать комиссионное вознаграждение при осуществлении приема платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. ОАО "Сбербанк России" не единственный на сегодняшний день банк в Российской Федерации, который имеет непосредственное отношение к государству и чей контрольный пакет акций также принадлежит государству. В данном случае усматривается нарушение норм Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комитет считает необходимым отметить, что с целью усиления социальной защиты прав граждан и недопущения увеличения их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо предусмотреть норму, при которой стоимость услуг по приему платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги будет фиксированной.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству не поддерживает проект федерального закона N 343782-6 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в представленной редакции.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.