Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
(об установлении правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (об установлении правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - Законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом определяется правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки на таких территориях, а также регулируются отношения, связанные с осуществлением деятельности на таких территориях. По мнению Комитета, оценка положений рассматриваемого Законопроекта должна осуществляться с учетом положений, содержащихся в Законопроекте N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", вносящим точечные изменения в отраслевые законодательные акты, обеспечивающие реализацию положений Законопроекта.
Под территорией опережающего социально-экономического развития предлагается понимать часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности (пункт 3 статьи 2 Законопроекта).
Комитет считает необходимым отметить, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" особый режим осуществления предпринимательской деятельности (предоставление мер государственной поддержки, особый порядок налогообложения, предоставление государственного и муниципального имущества на льготных условиях, особый порядок создания и прекращения существования, специальные органы управления и т.д.) предусматривается для территорий особых экономических зон и зон территориального развития. В связи с этим, по мнению Комитета, введение в законодательство Российской Федерации возможности создания нового вида территорий с особым режимом предпринимательской деятельности требует соотнесения с существующими институтами особых экономических зон и зон территориального развития.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Законопроекта предложение уполномоченного федерального органа о создании территории опережающего социально-экономического развития должно быть согласовано с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Однако из данного положения не представляется возможным определить предмет такого согласования, перечень документов, необходимых для получения указанного согласования, сроки проведения данной процедуры, а также основания для отказа в получении такого согласования. Кроме того, не понятно, с каким именно органом местного самоуправления требуется согласовать предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития в случае создания такой территории на территории городского или сельского поселения (с органом местного самоуправления поселения или муниципального района, в границах которого расположено такое поселение) либо в случае создания такой территории в границах внутригородского района (с органом местного самоуправления внутригородского района или городского округа, в границах которого расположен такой внутригородской район). При этом следует отметить, что в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ) соответствующие изменения в части полномочий органов местного самоуправления не вносятся.
Пунктом 4 части 3 статьи 3 Законопроекта устанавливается, что решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития должно предусматривать описание местоположения границ такой территории. Вместе с тем, какие-либо требования к такому описанию, в том числе к его форме и содержанию не устанавливаются.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 7 Законопроекта управляющая компания выступает застройщиком объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.
Как предусмотрено пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Как следует из вышеприведенного определения, обязательным требованием является наличие у застройщика прав на земельный участок, на котором осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением случая, установленного в определении). Вместе с тем, согласно части 1 статьи 9 Законопроекта земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах территории опережающего социально-экономического развития, передаются на праве собственности или аренды не только управляющей компании, но и ее дочерним обществам.
Кроме того, согласно пункта 1 статьи 8 Законопроекта уполномоченный федеральный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов, расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития, а также вне их границ, необходимых для развития территорий опережающего социально-экономического развития (объекты транспорта, энергетической и коммунальной инфраструктуры), за исключением объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не включая автомобильные дороги федерального значения.
Однако в этой связи не представляется возможным определить, по каким именно критериям следует среди прочих объектов капитального строительства выделять объекты, расположенные вне границ зоны опережающего социально-экономического развития, необходимые для развития таких территорий. Кроме того, в статье 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации отсутствует пункт 5.
Пунктами 2 и 7 статьи 8 Законопроекта предлагается наделить уполномоченный федеральный орган по управлению территориями опережающего социально-экономического развития полномочиями по согласованию документов территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также документов градостроительного зонирования. Вместе с тем, не понятен предмет и порядок такого согласования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 2 и 7 части 1 статьи 8
Пунктом 8 части 1 статьи 8 Законопроекта уполномоченный федеральный орган по управлению территориями опережающего социально-экономического развития наделяется полномочиями по предоставлению земельных участков, расположенных в границах территории опережающего социально-экономического развития. Однако при этом не ясно, о каких именно земельных участках исходя из их принадлежности к уровням публичной власти идет речь. Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения в части порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, статьями 39.3, 39.5, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного федерального закона) предусматривается исчерпывающий перечень случаев предоставления без проведения торгов в собственность или в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых случаи предоставления земельных участков в границах территории социально-экономического развития не отнесены. Законопроектом также соответствующие изменения не предусматриваются, что не позволяет обеспечить предоставление управляющей компании и ее дочерним обществам земельных участков без проведения торгов. Данное замечание в полной мере распространяется и на предоставление земельных участков резидентам территории социально-экономического развития (часть 1 статьи 14 Законопроекта). В свою очередь часть 6 статьи 14 Законопроекта представляется излишней как дублирующая положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 10 Законопроекта урегулированы вопросы обеспечения создания и функционирования объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития. Так, в частности, управляющая компания согласно данной нормы организует выполнение ряда полномочий, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ относятся к числу вопросов местного значения (например, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения). Однако при этом какие-либо нормы, освобождающие органы местного самоуправления от выполнения данных обязанностей применительно к территории опережающего социально-экономического развития в границах соответствующего муниципального образования в Законопроекте отсутствуют, а вопрос о разграничении таких полномочий между управляющей компанией и органами местного самоуправления в данном случае не разрешен. При этом предлагается урегулировать, что данные функции управляющая компания осуществляет на основании соглашения о передаче полномочий, заключаемого с соответствующих органом местного самоуправления. Вместе с тем, заключение таких соглашений не предусматривается Законом N 131-ФЗ, а также остается неясным вопрос о возможности заключения подобного соглашения при отсутствии соответствующего волеизъявления органа местного самоуправления или при наличии его возражений в отношении заключения этого соглашения.
Статьей 22 Законопроекта предусматривается ограничение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории опережающего социально-экономического развития. В частности, частью 2 указанной статьи ограничивается осуществление органами местного самоуправления полномочий по резервированию земель, изъятию земельных участков для размещения объектов местного значения, не признанных таковыми проектом планировки территории, поскольку данные полномочия будут осуществляться уполномоченным федеральным органом или управляющей компанией.
Комитет обращает внимание, что положения о "признании" объектов капитального строительства объектами местного значения на основании проекта планировки территории не соответствует статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статьей 27 Законопроекта предлагается урегулировать особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего экономического развития.
Комитет отмечает, что согласно статьям 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд, является одним из случаев принудительного прекращения права собственности на недвижимое имущество. Согласно пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях.
В настоящее время Комитетом с учетом поступивших в Государственную Думу поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 304493-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" осуществляется подготовка указанного законопроекта для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении. В рамках указанного законопроекта предлагается на комплексной основе урегулировать порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, по мнению Комитета, установление особого порядка изъятия недвижимости применительно к зонам опережающего социально-экономического развития является избыточным.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.