Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
(об установлении правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации),
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" внесенный Правительством Российской Федерации.
Решением Совета Государственной Думы от 20 октября 2014 года (протокол N 198 пункт 95) Комитет назначен соисполнителем по данному законопроекту.
Представленный проект федерального закона направлен на создание правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Законопроект определяет условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР).
ТОР в субъектах Российской Федерации предлагается создавать по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа на всех категориях земель.
При этом решение Правительства Российской Федерации принимается в форме постановления.
Необходимо отметить, что в течение трех лет со дня вступления в силу рассматриваемого проекта федерального закона ТОР могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, по истечении трех лет - на территориях остальных субъектов Российской Федерации.
Органами управления ТОР является управляющая компания и наблюдательный совет.
Создание объектов инфраструктуры ТОР финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также иных источников финансирования.
В проекте федерального закона определены цели создания и условия функционирования институтов развития регионов Дальнего Востока. Так, в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего развития Дальнего Востока, а также иных субъектов Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе создавать институты развития, обеспечивающие:
1) финансирование и поддержку проектов, реализуемых на территориях опережающего социально-экономического развития, а также поддержку иных социально ориентированных проектов, в том числе в агропромышленной сфере;
2) привлечение прямых инвестиций, в том числе привлечение резидентов территорий опережающего социально-экономического развития;
3) развитие человеческого потенциала и содействие обеспечению трудовыми ресурсами резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
По оценке Правительства Российской Федерации, реализация инвестиционных проектов в рамках ТОР и за их пределами, создание развитой инженерной, социальной и сервисной инфраструктуры позволит до 2025 года привлечь в различные уровни бюджетной системы Российской Федерации более 500 млрд. рублей.
В финансово-экономическом обосновании отмечено, что принятие федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не приведет к снижению существующей налогооблагаемой базы субъектов Российской Федерации и снижению их собственных доходов, так как нормы законопроекта будут действовать в отношении только новых предприятий.
Комитет обращает внимание, что данный законопроект не следует соотносить с действующим Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В частности в особой экономической зоне действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, в то время как на ТОР законопроектом предлагается установить особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности. При этом особая экономическая зона создается на территории, где уже функционируют предприятия, существует инфраструктура, а ТОР предлагается создавать на свободных участках земли. Кроме этого, ТОР имеет более широкий профиль применения в отличие от особой экономической зоны, ТОР не подразделяется на типы, у ТОР более выгодная система налоговых льгот. Кроме того, особая экономическая зона базируется на инициативе региональных властей, а ТОР - на интересах инвестора.
Комитет отмечает, что ТОР не может создаваться в границах особой экономической зоны.
Также необходимо отметить, что статьей 18 законопроекта установлены особенности трудовой деятельности у резидентов ТОР, осуществляющих функции работодателя.
В этой связи Комитет обращает внимание, что нормами законопроекта предусмотрены неограниченные условия, для привлечения иностранных граждан резидентами ТОР, осуществляющими функции работодателя, а именно:
получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется;
приглашения на въезд в Российскую Федерацию, а также разрешения на работу иностранным гражданам на ТОР выдаются без учета квот на их выдачу и т.д.
Таким образом, законопроектом предлагается освободить работодателей от обязанности получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Привлечение иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на ТОР будет осуществляться без учета квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.
В данном случае снятие квотирования на привлечение иностранной рабочей силы, привлекаемой на ТОР является необходимостью, но, по мнению Комитета, следует ограничить только привлечением высококвалифицированных иностранных работников, при условии отсутствия незанятых граждан необходимой квалификации в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что по данным Росстата в целом по Российской Федерации по состоянию на 01 сентября 2014 года 3,7 млн. человек, или почти 5% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с МОТ). При этом по данным Федеральной службы по труду и занятости на 01 июля 2014 года уровень зарегистрированной безработицы в Дальневосточном федеральном округе составил составил 6,3% или 64,6 тысяч человек. При этом почти все субъекты, входящие в Дальневосточный федеральный округ относятся к регионам с отрицательным результатом миграции.
Комитет считает, что предлагаемый законопроектом подход, противоречит основной задаче экономического развития Дальнего Востока - привлечению и закреплению на территории Дальнего Востока граждан Российской Федерации и создание благоприятных условий для их проживания.
Комитет отмечает, что статья 18 законопроекта также предполагает установление государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим у резидентов ТОР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом минимальный размер оплаты труда лиц, работающих у резидентов ТОР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не может быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 указанной статьи определяется, что Правительство Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности ТОР, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, вправе устанавливать лицам, работающим у резидентов таких территорий, гарантии и компенсации при ликвидации организаций, осуществляющих деятельность на ТОР, сокращении численности или штата такой организации, а также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и компенсации оплаты труда.
Правительство Российской Федерации предлагает внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации. При этом законопроектом N 623891-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", статья 313 Главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации дополняется новым абзацем. Предлагаемое дополнение устанавливает, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим у резидентов ТОР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяются в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Комитет обращает внимание, что в настоящее время гарантии и компенсации для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
Законом N 4520-1 установлено, что его действие распространяется на лиц, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лицам, проживающим в указанных районах и местностях. Таким образом, регулирование трудовых отношений лиц, работающих у резидентов территорий опережающего развития в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимо предусматривать Законом N 4520-1 и Главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации, а не постановлением Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет считает, что ко второму чтению должны быть четко определены конкретные гарантии и компенсации для лиц, работающих у резидентов ТОР, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также Комитет считает, что указанные гарантии и компенсации должны быть установлены Федеральным законом, при этом должны быть внесены изменения в Закон N 4520-1, а не только в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" при условии доработки законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.