Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект нацелен на создание правовых основ государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Указанная государственная поддержка осуществляется путем создания территорий опережающего социально-экономического развития и установления особых правовых режимов осуществления предпринимательской и иной деятельности на таких территориях.
В законопроекте под территорией опережающего социально-экономического развития (далее также - ТОР) понимается территория субъекта Дальневосточного федерального округа и отдельных территорий Российской Федерации, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации в целях развития установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности. Территории опережающего социально-экономического развития предполагается создавать на основании отдельных федеральных законов, содержание которых должно соответствовать нормам, предусмотренным проектируемым федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Рассматриваемый законопроект в статье 18 устанавливает особенности трудовой деятельности у резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Под резидентом территории опережающего социально-экономического развития понимается индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, заключившие в соответствии с федеральным законом о ТОР соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включенные в реестр её резидентов.
В частности, законопроектом предлагается освободить резидентов ТОР от обязанности получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на ТОР предлагается выдавать без учета квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации.
Данные положения законопроекта нуждаются в дополнительной аргументации, поскольку пояснительная записка таковой не содержит и, в целом, не акцентирует внимания на предлагаемых законопроектом привилегиях в сфере трудовых отношений для резидентов ТОР.
В пояснениях нуждается и пункт 2 статьи 18 законопроекта, в соответствии с которым "форма разрешения на работу, выдаваемого иностранным гражданам, привлекаемым и используемым для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции". Не вполне очевидно, почему в данном случае не может быть использована процедура выдачи разрешений на работу, выдаваемых иностранным гражданам, предусмотренная Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Приказом ФМС России N 1, Минздравсоцразвития России N 4, Минтранса России N 1, Госкомрыболовства России N 2 от 11.01.2008. Никаких пояснений на этот счет пояснительная записка не содержит.
Определенные сомнения вызывает использование в пункте 4 статьи 18 законопроекта в предложенном контексте термина "минимальный размер оплаты труда". В соответствии с положениями статьи 130 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В свою очередь, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, в пункте 4 статьи 18 законопроекта более корректно было бы использовать термин "месячная заработная плата работника" вместо термина "минимальный размер оплаты труда".
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 законопроекта Правительство Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности территорий социально-экономического развития, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, вправе устанавливать лицам, работающим у резидентов таких территорий, гарантии и компенсации при ликвидации организаций, осуществляющих деятельность на территории опережающего социально-экономического развития, сокращении численности или штата такой организации, а также ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и компенсации оплаты труда.
Данное положение требует уточнения, поскольку не вполне очевидна связь между повышением конкурентоспособности той или иной территории социально-экономического развития и упомянутыми в норме гарантиями и компенсациями работникам резидентов указанной территории.
Также требуются дополнительные обоснования сокращения перечня гарантий и компенсаций в пункте 5 статьи 18 законопроекта по сравнению с гарантиями и компенсациями, предусмотренными ТК РФ, а также уточнение содержания термина "компенсация оплаты труда".
Изложенные замечания следует учесть при подготовке проекта федерального закона N 623874-6 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.