Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 195212-6 "О внесении изменения в статью 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Московской городской Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на предоставление органам внутренних дел Российской Федерации права рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В этих целях законопроектом предлагается часть 2 статьи 22.1 "Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополнить пунктом 6, согласно которому дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, в том числе, и органами внутренних дел (полиции) по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит надлежащим образом осуществлять охрану общественного порядка и реализацию конституционного права населения на обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности.
Следует отметить, что на основании пункта 3 части 1 статьи 22.1 Кодекса дела об административных правонарушениях рассматриваются федеральными органами исполнительной власти в пределах компетенции, установленной главой 23 Кодекса.
Компетенция полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях определена статьей 23.3 Кодекса, содержащей перечень административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается на федеральном уровне.
Правом рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается субъектами Российской Федерации, полиция не наделена.
Таким образом, полагаем, что предлагаемое изменение части 2 статьи 22.1 Кодекса не согласуется с положениями статьи 23.3 Кодекса.
Однако, необходимо учитывать положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому должностные лица органов внутренних дел вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, при условии, что передача этих полномочий предусмотрена соглашениями между соответствующим федеральным органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что данный Федеральный закон N 247-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" достаточно конструктивно решает вышеобозначенную проблему и предотвращает возникновение правовой неопределенности относительно субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, в случае рассмотрения данной категории дел органами внутренних дел (полиции).
На основании изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству не поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета "30" сентября 2014 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.