Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В пункте 1 статьи 3 законопроекта понятия "промышленность, промышленная деятельность" определяются как "совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства". В этой связи следует отметить, что в федеральном законодательстве понятия промышленность, промышленная деятельность, материальное производство не определены, поскольку они являются устоявшимися и общеизвестными, представляющими собой экономические категории. Поэтому, на наш взгляд, указанное положение нуждается в дополнительном обсуждении.
В пункте 5 статьи 3 законопроекта "промышленный кластер" определяется как "группа локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества". Обращаем внимание, что термин "локализовать" в устоявшемся значении подразумевает ограничение чего-либо определенным местом, например, территорией одного региона. На наш взгляд, с учетом целей и задач промышленной политики (статья 4 законопроекта), участниками кластера будет большое количество организаций, в том числе осуществляющих исследовательские, опытно-конструкторские и т.п. работы, ряд из которых может находиться в различных регионах. Кроме того, необходимо отметить, что под предприятием в соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подразумевается объект гражданских прав, а не юридическое лицо. В этой связи рассматриваемый пункт статьи 3 законопроекта нуждается в уточнении.
В статье 2 законопроекта слова "нормативные правовые акты органов местного самоуправления" следует заменить словами "муниципальные правовые акты", что будет соответствовать терминологии Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 законопроекта к полномочиям Российской Федерации предлагается отнести, в том числе, "финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам промышленной политики". Полагаем, что при этом необходимо указать источник финансирования указанных полномочий, как это сделано в отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. пункт 4 статьи 7 законопроекта).
В пункте 9 статьи 6 законопроекта следует также указать "органы государственной власти иностранных государств", о которых упоминается в статье 25 законопроекта.
Терминологию пункта 8 части 1 статьи 7 законопроекта необходимо привести в соответствие с Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Так, например, статья 1 данного Федерального закона предусматривает осуществление международных и внешнеэкономических связей не только с административно-территориальными образованиями иностранных государств, но и с субъектами иностранных федеративных государств.
Статьи 7 и 8 законопроекта содержат перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Обращаем внимание, что данные полномочия не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в качестве полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также отсутствуют в перечне вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ. Следовательно, принятие данного законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в указанные Федеральные законы. В ином случае устанавливаемые законопроектом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следует считать отдельным государственными полномочиями Российской Федерации, передача которых требует соблюдения положений пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184 и статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ.
Положения законопроекта о структурных подразделениях некоммерческих организаций (пункт 3 статьи 7 и пункт 4 статьи 8) требуют согласования с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (статьи 1, 2, 5), в соответствии с которым "структурные подразделения" (отделения, филиалы и представительства) создаются на территории Российской Федерации иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Российские некоммерческие организации могут создавать обособленные подразделения (филиал или представительство).
Статьи 15 - 22 законопроекта посвящены формам поддержки субъектов промышленной деятельности. Обращаем внимание, что Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены аналогичные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, в области промышленного производства. При этом из содержания законопроекта не ясно соотношение данного Федерального закона и предлагаемого федерального закона (например, будет ли распространяться предлагаемый федеральный закон на субъектов малого и среднего предпринимательства).
В статье 15 законопроекта среди форм поддержки субъектов промышленной деятельности названа поддержка в области "подготовки, переподготовки и повышения квалификации" работников субъектов промышленной деятельности. При этом статья 20 законопроекта, развивающая указанные положения, говорит о поддержке в области "обучения, профессиональной подготовки и переподготовки" работников субъектов промышленной деятельности. Полагаем, такое несоответствие следует устранить в целях однозначного и четкого понимания проектируемых норм.
Согласно части 2 статьи 16 законопроекта "налогообложение субъектов промышленной деятельности может предусматривать применение специальных налоговых режимов, налоговых вычетов, льготных налоговых ставок, ускоренной амортизации основных средств с отнесением сумм начисленной амортизации на расходы, связанные с производством и реализацией, а также освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период (налоговые каникулы)". Указанное положение законопроекта представляется излишним, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 1). При этом статьи 18 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации содержат общий порядок установления и применения специальных налоговых режимов и налоговых льгот соответственно. Кроме того, обращаем внимание, что в действующем законодательстве термин "налоговые каникулы" отсутствует.
В пункте 2 статьи 20 законопроекта содержится указание на государственные образовательные стандарты. В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных, в частности, профессиональных, образовательных программам. При реализации дополнительных образовательных программ федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются.
В названии статьи 25 законопроекта слова "межгосударственное сотрудничестве" следует заменить словами "международное сотрудничестве", так как сотрудничество с международной организацией не является межгосударственным сотрудничеством.
Полагаем, что статья 26 законопроекта является излишней, поскольку указанную в ней деятельность субъекты промышленной деятельности вправе осуществлять в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и другими федеральными законами.
По нашему мнению, название законопроекта с учетом того, что слово "национальной" уже указывает на осуществление промышленной политики в Российской Федерации, нуждается в дополнительном обсуждении.
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 2 л.
Начальник управления |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.