Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, С.В. Собко, а также Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, В.А. Корниловым, В.Е. Варшавским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
В пункте 1 статьи 3 законопроекта понятия "промышленность, промышленная деятельность" определяются как "совокупность видов экономической деятельности в сфере материального производства, за исключением сельскохозяйственного производства и строительства". В связи с этим следует отметить, что в законодательстве понятиям промышленность, промышленная деятельность, материальное производство не даются определения, поскольку они являются устоявшимися и общеизвестными экономическими категориями.
Согласно пункту 5 статьи 3 законопроекта "промышленный кластер" - это "группа локализованных взаимосвязанных организаций и предприятий, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества". Обращаем внимание, что термин "локализовать" в устоявшемся значении подразумевает ограничение чего-либо определенным местом, например, территорией одного региона. На наш взгляд, с учетом целей и задач промышленной политики (статья 4 законопроекта), участниками кластера будет большое количество организаций, ряд из которых может находиться в различных регионах. Кроме того, необходимо отметить, что под предприятием в соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевается объект гражданских прав.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 законопроекта к полномочиям Российской Федерации предлагается отнести в том числе "финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам промышленной политики". Полагаем, что при этом необходимо указать источник финансирования указанных полномочий, как это сделано в отношении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. пункт 4 статьи 7 законопроекта).
Статьи 7 и 8 законопроекта содержат перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Обращаем внимание, что такие полномочия не предусмотрены пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) в качестве полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также отсутствуют в перечне вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ). Следовательно, принятие данного законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в указанные Федеральные законы. В ином случае устанавливаемые законопроектом полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления следует считать отдельным государственными полномочиями Российской Федерации, передача которых требует соблюдения положений пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ и статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ.
Положения законопроекта о структурных подразделениях некоммерческих организаций (пункт 3 статьи 7 и пункт 4 статьи 8) требуют согласования с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (статьи 1, 2, 5), в соответствии с которым "структурные подразделения" (отделения, филиалы и представительства) создаются на территории Российской Федерации иностранными некоммерческими неправительственными организациями. Российские некоммерческие организации могут создавать обособленные подразделения (филиал или представительство).
Статьи 15 - 22 законопроекта посвящены формам поддержки субъектов промышленной деятельности. Обращаем внимание, что Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлены аналогичные формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, в области промышленного производства. При этом из содержания законопроекта не ясно соотношение данного Федерального закона и предлагаемого федерального закона (например, будет ли распространяться предлагаемый федеральный закон на субъектов малого и среднего предпринимательства). Кроме того, в статье 22 проекта говорится о поддержке субъектов промышленной деятельности посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, механизм реализации которого неясен. В связи с этим следует также отметить, что Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 2 статьи 16 законопроекта "налогообложение субъектов промышленной деятельности может предусматривать применение специальных налоговых режимов, налоговых вычетов, льготных налоговых ставок, ускоренной амортизации основных средств с отнесением сумм начисленной амортизации на расходы, связанные с производством и реализацией, а также освобождение от обязанности уплаты отдельных налогов и сборов на определенный период (налоговые каникулы)". Указанное положение законопроекта представляется излишним, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 2 статьи 1). При этом статьи 18 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации содержат общий порядок установления и применения специальных налоговых режимов и налоговых льгот соответственно.
Статья 27 проекта предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В связи с этим отмечаем, что указанный Федеральный закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.