Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности
по проекту федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации",
внесённому депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, С.В. Собко, а также Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, В.А. Корниловым, В.Е. Варшавским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной, С.В. Собко, а также Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, В.А. Корниловым, В.Е. Варшавским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает.
Законопроектом, внесённым в Государственную Думу 11 сентября 2008 года, определяются цели, задачи и основные принципы промышленной политики в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, а также меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности.
Согласно законопроекту, промышленная политика должна основываться на выборе приоритетов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности и эффективном использовании мер оказания такой поддержки, а также на последовательном использовании новейших достижений науки и техники, материальных, финансовых, трудовых, природных ресурсов и на внедрении импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий (статьи 4 и 5).
Законопроектом устанавливается перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере промышленной политики, а также субъектов промышленной деятельности при решении вопросов в сфере промышленной политики (статьи 6, 7, 8 и 9). Кроме этого, предлагается сформировать Национальный промышленный совет - независимый общественный орган, представляющий интересы субъектов промышленной деятельности (статья 10).
В соответствии со статьями 12 и 13 законопроекта концепция промышленной политики должна являться составной частью Программы социально-экономического развития Российской Федерации. Содержательная часть программы промышленного развития должна включать в себя основные направления развития промышленности по видам деятельности и "сопоставление национальных показателей промышленной продукции с мировыми стандартами качества" (статья 14).
В статьях с 15 по 22 законопроекта указаны меры поддержки субъектов промышленной деятельности: финансовые, имущественные, информационно-консультационные, кадровые, а также меры поддержки их инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Комитет отмечает, что в современных условиях решение задач обеспечения промышленного развития Российской Федерации является актуальным, однако предлагаемый законопроектом перечень мер имеет ряд существенных недостатков.
К основным из них следует отнести следующие:
1. Сформулированные в законопроекте общие организационные и экономические принципы национальной промышленной политики декларативны и нуждаются в конкретизации и детализации. Например, из текста статьи 5 законопроекта следует, что одним из основных принципов государственной политики в области развития промышленности является выбор приоритетов государственной поддержки. Однако при этом в законопроекте не определены критерии выбора приоритетов, соответствующих целям и задачам промышленной политики.
2. В законопроекте практически отсутствуют правовые нормы, регулирующие правоотношения между участниками формирования и реализации промышленной политики.
3. Требуют уточнения статус, полномочия, представительность и форма организации Национального промышленного совета.
4. Понятийный аппарат законопроекта нуждается в уточнении. В частности, в статье 3 необходимо уточнить понятия "промышленность", "промышленная политика", "промышленный кластер" и дать определение понятию "отрасль промышленности".
5. Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что его принятие и реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета Российской Федерации. В тоже время статьёй 6 законопроекта органам государственной власти Российской Федерации предоставляются полномочия по разработке и реализации федеральных программ поддержки субъектов промышленной деятельности, финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам промышленной политики, а также по формированию единой информационной системы в целях реализации промышленной политики.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.