Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной и С.В. Собко, а также Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, В.А. Корниловым в период исполнения полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Е.В. Паниной и С.В. Собко, а также Г.Е. Шевцовым, В.Г. Драгановым, А.А. Морозовым, А.В. Сабадашем, В.А. Корниловым в период исполнения полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает.
В законопроекте определены понятия субъектов промышленной политики, меры государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, цели, задачи и принципы промышленной политики в Российской Федерации. Законопроект также содержит перечень полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере промышленной политики. Предусматривается формирование Национального промышленного совета - независимого общественного органа, представляющего интересы субъектов промышленной политики и определены его задачи.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству отмечает необходимость скорейшей разработки и принятия законодательного акта, в котором будет сформирована четкая и выверенная промышленная политика, направленная на защиту и приоритетное развитие отечественной промышленности, восстановление реальной экономической независимости страны, самодостаточности и устойчивости её развития.
Решения в экономической, оборонной и технологической сферах в настоящее время приобретают долгосрочный стратегический характер и требуют расширения горизонта государственного прогнозирования и планирования, повышения сбалансированности планируемых мероприятий по ресурсным и организационным возможностям. В настоящее время в Комитете Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству идет подготовка ко второму чтению проекта федерального закона "О государственном стратегическом планировании", в рамках которого формируется система государственного стратегического планирования. И вопросы выработки национальной промышленной политики в Российской Федерации в этих условиях приобретают особую актуальность.
Отмечая важность и актуальность подготовки законопроекта "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" для инновационного развития страны, Комитет считает, что предложения редакция имеет ряд недостатков, которые необходимо учесть в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
В частности, в статье 1 законопроекта определено, что предметом регулирования федерального закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации национальной промышленной политики. Однако такое регулирование в законопроекте отсутствует.
Изложенные в законопроекте общие цели, задачи и приоритеты промышленной политики носят недостаточно конкретный характер. В частности, в законопроекте отсутствует система правовых норм, определяющих правоотношения между участниками формирования и реализации промышленной политики.
В статье 5 законопроекта определено, что одним из основных принципов государственной политики в области развития промышленности является "выбор приоритетов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности". В то же время в законопроекте не определены критерии выбора таких приоритетов.
В статье 6 законопроекта к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере промышленной политики отнесены разработка концепции промышленной политики и подготовка ежегодного доклада о состоянии и развитии промышленности в Российской Федерации и мерах по ее развитию. В то же время не уточняется какой орган государственной власти Российской Федерации будет координировать работу по подготовке указанных документов.
Ряд положений законопроекта требуют согласования с Федеральными законами "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О некоммерческих организациях", Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими законодательными актами.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая важность принятия законопроекта для решения задачи обеспечения конкурентоспособности российской экономики, Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 98281-5 "О национальной промышленной политике в Российской Федерации" с учетом его дальнейшей доработки.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.